Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие свт. Софрония, патриарха Иерусалимского

Дни памяти
Авторские жития святой
Память святителя Софрония, патриарха Иерусалимского
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Святитель Софро́ний Иерусалимский является одной из ключевых фигур церковной истории VII века, соединив в своем лице подвиг монаха-аскета, эрудицию философа, талант гимнографа и мужество исповедника. Он родился около 560 года в Дамаске. Светское образование, полученное им в молодости, было настолько глубоким, что за ним закрепилось прозвание «Софист», или «Схола́стик», что в то время означало высшую степень учености. Но истинную философию он обрел в монашестве, поступив в лавру преподобного Феодосия Великого близ Иерусалима.

Важнейшим этапом его жизни стала дружба с иеромонахом Иоанном Мосхом. Более двадцати лет они странствовали по монастырям Ближнего Востока, спасаясь от персидских набегов и собирая крупицы духовной мудрости. Итогом этого странствия стала книга «Лимонарь» (Синайский патерик), предисловие к которой, вероятно, было написано самим Софронием. После смерти Мосха в Риме в 619 году, Софроний перевез тело наставника обратно в Палестину, исполнив его последнюю волю.

В 630-х годах Церковь столкнулась с попыткой императорской власти навязать компромисс с монофизитами через учение о единой воле (моноэнергизм и монофелитство). Находясь в Александрии, Софроний умолял местного патриарха Ки́ра отказаться от унии с еретиками, но не был услышан. Отправившись в Константинополь, он пытался убедить патриарха Сергия, но также безуспешно. В 634 году, будучи уже престарелым монахом, Софроний был избран на Иерусалимскую кафедру. Первым же своим деянием он созвал Поместный собор, издавший «Окружное послание». В этом тексте святитель с богословской точностью обосновал, что если Христос есть совершенный Бог и совершенный Человек, то Он должен обладать и двумя естественными действиями и волями, не слитными и не раздельными.

Святительское служение Софрония проходило в условиях изоляции Иерусалима мусульманскими завоевателями. В проповедях того времени он с болью говорит о невозможности совершить паломничество в Вифлеем на Рождество из-за блокады дорог агарянами. В 637 году, после долгой осады, патриарх был вынужден сдать город халифу Ома́ру, чтобы спасти жителей от истребления. Согласно летописям, халиф в ветхой одежде из верблюжьей шерсти вошел в Иерусалим, и патриарх встретил его у врат. Омар пожелал помолиться, и Софроний предложил ему место в притворе храма, но халиф отказался, пояснив, что если он помолится в храме, мусульмане впоследствии отнимут его у христиан и превратят в мечеть.

Святитель скончался вскоре после этих событий, в 638 году (по другим данным — в 644). Его литературное наследие огромно: он упорядочил церковный устав (считается, что он редактировал Устав лавры Саввы Освященного), написал множество стихир и тропарей, которые и поныне звучат в храмах (например, на Царских часах в Навечерие Рождества и Богоявления). Ему приписывается окончательная редакция Жития преподобной Марии Египетской, ставшего образцом агиографического жанра.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист