Житие свт. Софрония, патриарха Иерусалимского
Авторские жития святой
Святитель Софро́ний Иерусалимский является одной из ключевых фигур церковной истории VII века, соединив в своем лице подвиг монаха-аскета, эрудицию философа, талант гимнографа и мужество исповедника. Он родился около 560 года в Дамаске. Светское образование, полученное им в молодости, было настолько глубоким, что за ним закрепилось прозвание «Софист», или «Схола́стик», что в то время означало высшую степень учености. Но истинную философию он обрел в монашестве, поступив в лавру преподобного Феодосия Великого близ Иерусалима.
Важнейшим этапом его жизни стала дружба с иеромонахом Иоанном Мосхом. Более двадцати лет они странствовали по монастырям Ближнего Востока, спасаясь от персидских набегов и собирая крупицы духовной мудрости. Итогом этого странствия стала книга «Лимонарь» (Синайский патерик), предисловие к которой, вероятно, было написано самим Софронием. После смерти Мосха в Риме в 619 году, Софроний перевез тело наставника обратно в Палестину, исполнив его последнюю волю.
В 630-х годах Церковь столкнулась с попыткой императорской власти навязать компромисс с монофизитами через учение о единой воле (моноэнергизм и монофелитство). Находясь в Александрии, Софроний умолял местного патриарха Ки́ра отказаться от унии с еретиками, но не был услышан. Отправившись в Константинополь, он пытался убедить патриарха Сергия, но также безуспешно. В 634 году, будучи уже престарелым монахом, Софроний был избран на Иерусалимскую кафедру. Первым же своим деянием он созвал Поместный собор, издавший «Окружное послание». В этом тексте святитель с богословской точностью обосновал, что если Христос есть совершенный Бог и совершенный Человек, то Он должен обладать и двумя естественными действиями и волями, не слитными и не раздельными.
Святительское служение Софрония проходило в условиях изоляции Иерусалима мусульманскими завоевателями. В проповедях того времени он с болью говорит о невозможности совершить паломничество в Вифлеем на Рождество из-за блокады дорог агарянами. В 637 году, после долгой осады, патриарх был вынужден сдать город халифу Ома́ру, чтобы спасти жителей от истребления. Согласно летописям, халиф в ветхой одежде из верблюжьей шерсти вошел в Иерусалим, и патриарх встретил его у врат. Омар пожелал помолиться, и Софроний предложил ему место в притворе храма, но халиф отказался, пояснив, что если он помолится в храме, мусульмане впоследствии отнимут его у христиан и превратят в мечеть.
Святитель скончался вскоре после этих событий, в 638 году (по другим данным — в 644). Его литературное наследие огромно: он упорядочил церковный устав (считается, что он редактировал Устав лавры Саввы Освященного), написал множество стихир и тропарей, которые и поныне звучат в храмах (например, на Царских часах в Навечерие Рождества и Богоявления). Ему приписывается окончательная редакция Жития преподобной Марии Египетской, ставшего образцом агиографического жанра.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке