Житие свт. Симона Владимирского и Суздальского
Авторские жития святого
Святитель Си́мон, епископ Владимирский и Суздальский, является одной из ключевых фигур в духовной и культурной жизни Древней Руси начала XIII века. Его жизнь неразрывно связана с двумя величайшими святынями — Киево-Печерской Лаврой, где он сформировался как инок, и Владимирской епархией, которой он мудро управлял в сане архиерея.
О ранних годах святого Симона сведений не сохранилось. Его духовное становление прошло в стенах Киево-Печерского монастыря, который в тот период был центром древнерусского иночества и просвещения. Здесь он глубоко изучал Священное Писание и святоотеческие творения, став, по свидетельству современников, «мужем ученым, сильным в книгах». В Лавре он был очевидцем или слышал от старцев о великих подвигах первых печерских святых, что заложило основу его будущего литературного труда.
В 1206 году просвещенного инока призывают на служение во Владимир-на-Клязьме, где его назначают игуменом монастыря Рождества Пресвятой Богородицы. Этот монастырь был основан великим князем Всеволодом Большое Гнездо. Спустя восемь лет, в 1214 (по другим данным — 1215) году, игумен Симон был избран и рукоположен Киевским митрополитом Матфеем во епископа Владимирского и Суздальского, став преемником святителя Иоанна.
Его архипастырское служение пришлось на период расцвета Владимиро-Суздальского княжества, но также и на время, требовавшее больших трудов по восстановлению святынь. Главной заботой святителя стало возобновление кафедрального Успенского собора во Владимире. Этот храм, шедевр домонгольского зодчества, сильно пострадал от великого пожара 1185 года. Святитель Симон возглавил работы по его восстановлению, расширению и новому украшению фресковой росписью, которые были завершены к 1218 году. В этом же году он торжественно освятил обновленный собор. Также известно, что в 1222-1225 годах при его участии был обновлен и украшен Рождественский собор в Суздале.
Однако величайшей заслугой святителя Симона перед Русской Церковью стало его участие в создании Ки́ево-Пече́рского Патерика́ — бесценного сборника житий первых русских монахов. Будучи уже на Владимирской кафедре, святитель Симон не прерывал духовной связи с родной обителью. Он вступил в переписку с иноком Лавры, преподобным Поликарпом. Видя, что Поликарп удручен некоторыми монастырскими неурядицами, святитель Симон пишет ему обширное послание. В нем он с отеческой любовью увещевает инока, напоминая ему о былой славе обители и о великих подвигах ее основателей — преподобных Антония и Феодо́сия.
В этом послании (известном как «Послание Симона к Поликарпу») святитель Симон изложил жития одиннадцати печерских угодников Божиих, которые он либо знал лично, либо слышал от своего духовного наставника. Он призывал преподобного Поликарпа (младшего) не предавать забвению эти дивные сказания, но собрать их воедино. Труд святителя Симона, вместе с «Посланием Поликарпа к архимандриту Акиндину», и лег в основу Киево-Печерского Патерика, ставшего любимым чтением многих поколений православных христиан.
Святитель Симон мирно отошел ко Господу 10 мая (по старому стилю) 1226 года. Он был погребен в Успенском соборе Владимира. Однако, по свидетельству Киево-Печерского Патерика, его святые мощи были обретены нетленными и впоследствии перенесены в Киево-Печерскую Лавру. Сегодня они открыто почивают в Ближних (Антониевых) пещерах, свидетельствуя о святости ревностного архипастыря, просветителя и создателя Патерика.
Другие святые с именем Симон
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке