Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие

Святитель Симон, митрополит Московский и всея Руси, занимает особое место в истории Русской Православной Церкви рубежа XV–XVI веков. Сведений о его происхождении и ранних годах не сохранилось, однако духовный авторитет его был столь высок, что к 1490 году мы видим его игуменом одной из главнейших русских обителей — Тро́ице-Сергиевой лавры. Его избрание на первосвятительскую кафедру произошло 22 сентября 1495 года после низложения митрополита Зосимы, обвиненного в потворстве еретикам. Интронизация Симона в Успенском соборе Кремля стала актом утверждения симфонии священства и царства: посох новому митрополиту вручил сам великий князь Иоанн III Васильевич.

Эпоха святителя Симона — это время, когда Русская Церковь вынуждена была давать жесткие ответы на внутренние и внешние вызовы. Главной духовной язвой того времени была ересь жидовствующих, отрицавшая Божество Иисуса Христа и иконопочитание. Митрополит Симон, будучи человеком кротким, но принципиальным в догматических вопросах, всецело поддержал ревностную борьбу преподобного Иосифа Волоцкого. Результатом их совместных усилий стал церковный Собор 1504 года, искоренивший ересь и предавший анафеме ее упорствующих лидеров.

Соборная деятельность и устроение церковной жизни

Особую историческую значимость имеет Собор 1503 года, прошедший под председательством владыки Симона. На нем разгорелась дискуссия о монастырском землевладении. Преподобный Нил Со́рский и заволжские старцы предлагали монастырям отказаться от сел и жить исключительно трудом рук своих. Однако митрополит Симон и большинство епископата поддержали позицию иосифлян, аргументируя это тем, что церковное имущество есть достояние нищих и сирот, и без материальной базы Церковь не сможет осуществлять свое социальное служение. На том же Соборе были приняты важные канонические решения: запрет на поставление священников за мзду (симонию) и определение участи вдовых священнослужителей, которым запрещалось служить литургию, но дозволялось петь на клиросе.

В отношениях с великокняжеской властью святитель проявлял мудрость и терпение. Он неоднократно выступал ходатаем (печальником) за опальных бояр, исполняя древний долг русских иерархов. Известен случай 1502 года, когда митрополит пытался примирить великого князя с его сыном Василием, хотя и не смог предотвратить опалу на внука князя, Димитрия. В 1498 году святитель совершил венчание Димитрия на великое княжение — первый подобный чин в русской истории, ставший прообразом будущих царских венчаний.

Кончина и почитание

К 1511 году физические силы митрополита оскудели. Почувствовав приближение конца, он добровольно сложил с себя полномочия, что было редким явлением для того времени, и удалился в Чу́дов монастырь в Московском Кремле. Здесь, в тишине и молитве, он провел последние дни и скончался 28 января 1512 года. Его честные останки были погребены в соборе Чудова монастыря. После варварского разрушения обители в 1929–1930 годах мощи святителей, покоившиеся там, были утрачены или смешаны с грунтом, хотя существует предание о переносе части захоронений в подклеты Архангельского собора. Память святителя Симона совершается в день его преставления и в день Собора Московских святителей.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист