Житие
Святи́тель Прохор, в схиме Трифон, епископ Ростовский, является одним из видных деятелей Русской Православной Церкви первой трети XIV века. Его архипастырское служение проходило в сложнейших исторических условиях: Русь находилась под игом Золотой Орды, а между русскими княжествами — прежде всего Тверским и Московским — шла ожесточенная борьба за первенство. В этих обстоятельствах Церковь оставалась единственным институтом, сохранявшим духовное единство раздробленных русских земель, и епископ Прохор сыграл в этом сохранении немалую роль.
Первые документальные упоминания о святом относятся к периоду его настоятельства в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре (в летописях именуемом Спасским). Будучи в сане архимандрита, он стяжал уважение не только братии, но и высшего духовенства. Судьбоносным для него стал 1311 год, когда Русская Церковь столкнулась с серьезной внутренней смутой. Епископ Тверской Андрей, движимый, вероятно, политическими мотивами своего князя, отправил донос Патриарху Константинопольскому Афанасию на митрополита Петра, обвиняя святителя в симонии и нарушении церковных канонов.
Для расследования этого дела в Переяславле-Залесском был созван представительный Церковный Собор. В его работе приняли участие клирик Константинопольской Патриархии, многочисленные епископы, игумены и князья. Архимандрит Прохор, наряду с иными ревнителями церковного единства, решительно встал на сторону митрополита Петра. Благодаря их твердой позиции и мудрым доводам, невиновность Предстоятеля была доказана, а клеветники посрамлены. Это событие имело колоссальное значение: оно предотвратило возможный раскол и укрепило авторитет митрополичьей кафедры, которая вскоре окончательно переместилась в Москву.
Вскоре после завершения Собора, скончался епископ Ростовский Симеон. Митрополит Петр, видя в Прохоре достойного преемника и верного соратника, совершил его хирото́нию во епископа Ростовского, Ярославского и Белозерского. Вступление на кафедру в такое время требовало от архиерея не только молитвенного подвига, но и дипломатического искусства.
Епископ Прохор был верным сподвижником митрополита Петра и поддерживал возвышение Москвы, видя в ней центр собирания русских земель. Летописные источники (в частности, Симеоновская летопись) фиксируют его участие в важных государственных делах. Так, он выступал посредником в переговорах между московским князем Юрием Даниловичем и тверскими князьями. Известно, что святитель пытался предотвратить кровопролитные столкновения, призывая князей к христианскому смирению и единству перед лицом ордынской угрозы. Его авторитет признавался обеими враждующими сторонами.
Святитель Прохор возглавлял Ростовскую епархию на протяжении семнадцати лет. Это было время активного церковного строительства и духовного просвещения паствы. Почувствовав приближение смерти, епископ, следуя примеру многих древних святых, удалился от дел управления и принял великую схи́му — высшую ступень монашеского отречения от мира, получив имя Трифон. Этот шаг свидетельствует о его глубоком личном благочестии и стремлении встретить кончину в покаянии и безмолвии.
Святитель мирно преставился ко Господу 7 сентября 1328 года. Его тело было с честью погребено в кафедральном Успенском соборе Ростова Великого, рядом с гробницами его предшественников — святителей Леонтия, Исаии и Игнатия. Память святителя Прохора (Трифона) совершается в день его преставления, а также в составе Соборов Ростовских и Ярославских святых, как одного из столпов Православия в Северной Руси.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке