Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие свт. Павла исп. Прусиадского

Дни памяти
Авторские жития святого
Память преподобного Павла исповедника
Жития святых свт. Димитрия Ростовского
Память преподобного Павла исповедника, епископа Плусиадского
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Святитель Павел Исповедник, епископ города Прусиа́ды, что в Вифинии (Малая Азия), совершал свое архипастырское служение в один из самых трагических периодов истории Византийской империи — во время второго иконоборческого гонения. Он был поставлен на кафедру города Прусиады как человек благочестивой жизни, хорошо знавший Писание и готовый твердо отстаивать веру.

Гонение на святые иконы, начатое в VIII веке императором Львом III Исавром, было осуждено Седьмым Вселенским Собором в 787 году. Церковь наслаждалась относительным миром при императрице Ирине и императоре Никифоре I. Однако в 813 году на престол взошел военачальник Лев V Армянин. Этот император, будучи суровым воином, но, по мнению ряда историков, слабым богословом, решил, что военные неудачи империи (в частности, поражения от болгарского хана Крума) были Божественным наказанием за иконопочитание. Он вознамерился «очистить» Церковь от икон, вернувшись к ереси.

В 814 году Лев V начал с того, что собрал группу епископов-единомышленников, которые должны были найти богословское «обоснование» для иконоборчества. В 815 году он созвал в Константинополе лжесобор, который отверг постановления Седьмого Вселенского Собора. Святой Патриарх Никифор был низложен и отправлен в ссылку. На его место был возведен мирянин, придворный чиновник Феодот Мелиссин (Касситер), ставший лже-патриархом.

Святитель Павел Прусиадский, наряду с другими верными Православию архиереями, такими как святой Феофилакт Никомидийский, Емилиан Кизический и другие, решительно воспротивился указам императора. Они продолжали открыто почитать святые иконы в своих епархиях и учили тому же свою паству.

Разгневанный император Лев Армянин вызвал святителя Павла и других верных епископов в столицу на допрос. Сначала он пытался действовать лестью, убеждая святых отцов «не вносить раскол» и «покориться воле императора ради мира». Он предлагал им компромисс: не уничтожать иконы, но лишь поднять их выше в храмах, чтобы народ не мог их лобызать. На это святые исповедники ответили, что догматы Церкви не могут быть предметом торга или компромисса с мирской властью.

Видя непреклонность святителя Павла, император перешел к угрозам. Епископу Прусиадскому грозили лишением сана, конфискацией имущества, заточением и муками. Однако святитель остался тверд. Он смело обличил императора и лже-патриарха Феодота в ереси и отступничестве от истинной веры, сравнив их с древними гонителями Церкви. Святой Павел напомнил им о суде Божием, ожидающем всех, кто дерзает искажать учение Христово и хулить святыню.

По приказу Льва V Армянина святитель Павел был лишен своей кафедры и отправлен в суровое заточение. Место его ссылки точно не известно, но церковное предание свидетельствует, что он был сослан в одну из отдаленных и суровых областей империи. В изгнании святой исповедник претерпел множество скорбей: голод, холод, унижения и побои от стражи и местных чиновников-иконоборцев. Несмотря на телесные страдания, дух его оставался тверд. Он до последнего дня своей жизни молился об укреплении гонимой Церкви, о вразумлении еретиков и о прощении своих мучителей.

Святитель Павел Исповедник мирно преставился ко Господу в своем изгнании, не дожив до восстановления иконопочита́ния (Торжества Православия в 843 году). Своей кончиной он засвидетельствовал верность Христу и Его Святой Церкви.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист