Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие

Житие святителя Михаила, первого епископа Смоле́нского, являет нам образ истинного пастыря, стоявшего у истоков церковной организации Древней Руси. Исторические сведения о нем переплетаются с благочестивым преданием, создавая целостный духовный портрет святого. В 1101 году великий князь Владимир Монома́х, желая утвердить самостоятельность Смоленской земли не только в политическом, но и в духовном отношении, обратился к Киевскому митрополиту Никифору с просьбой о поставлении особого епископа для этого удела. Выбор пал на Михаила, мужа, исполненного духовной мудрости и святости жизни.

Существует две основные версии о происхождении святителя. Согласно одной, он был греком по рождению, прибывшим на Русь в свите царевны Анны (матери Мономаха) или с митрополитом. Другая версия, основанная на особенностях его служения, предполагает, что он мог быть русским иноком, возможно, из Печерского монастыря, обладавшим необходимым опытом для миссионерства в землях, где еще были сильны языческие традиции.

Прибытие святителя Михаила в Смоленск стало торжеством Православия. Главным даром, который принес епископ городу, стала чудотворная икона Божией Матери «Одиги́трия». Этот образ стал духовным щитом и святыней-хранительницей не только города, но и всей Западной Руси. Первым деянием епископа стала закладка каменного Успенского собора — первого монументального сооружения в городе. Святитель лично наблюдал за ходом работ, понимая, что величие храма должно свидетельствовать о величии веры Христовой.

Служение святителя проходило в сложных условиях. Ему приходилось искоренять глубоко укоренившиеся языческие обычаи, бороться с суевериями и наставлять новообращенных в истинах Евангелия. Летописцы называют его «учителем благоче́стия», подчеркивая его дар проповеди. Он учил не только словом, но и делом, проявляя милосердие к бедным и заступаясь за обиженных перед княжеской властью.

Кончина святителя была мирной и непостыдной. По преданию, он заранее предузнал час своего отшествия. Собрав клир и народ, он дал последние наставления, завещая беречь православную веру и хранить единство. Тело святого было погребено в усыпа́льнице Успенского собора. Впоследствии, несмотря на многочисленные разрушения и перестройки храма, место его упокоения сохранялось в народной памяти.

Церковное почитание святителя Михаила началось вскоре после его кончины, но официально было закреплено на Макарьевских соборах в XVI веке. Особое значение обретение его мощей имело в XVIII веке, когда при строительстве нового кафедрального собора было обнаружено его нетленное тело. Сегодня рака с мощами святителя Михаила является одной из главных святынь Смоленской епархии, а сам он почитается как небесный покровитель города и ходатай перед Престолом Божиим.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист