Житие свт. Кирилла Туровского
Авторские жития святого
Святитель Кирилл Ту́ровский, один из ярчайших светильников Церкви Древней Руси, родился в 30-х годах XII века (по разным данным, около 1130 года) в городе Турове. Он происходил из знатного рода, что открывало перед ним перспективы блестящей светской карьеры. Однако, как повествует житие, «измлада Бога возлюби», юноша проявил исключительное прилежание в изучении Священного Писания и греческой святоотеческой литературы. Это глубокое погружение в книжную мудрость впоследствии сделало его одним из самых образованных людей своей эпохи.
Достигнув зрелого возраста, Кирилл отказался от наследства и принял постриг в Туровском монастыре во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба (по другим данным — святителя Николая). Его иноческое житие отличалось строжайшим аскетизмом. Не довольствуясь обычными монашескими трудами, он решился на подвиг, редкий для русского иночества того времени, — затворничество в столпе. Столп представлял собой уединенную башню или келью, где подвижник пребывал в непрестанной молитве и посте. Именно здесь, в «столпе», раскрылся его дар духовного писателя. Здесь были написаны многие литургические и экзегетические произведения, в том числе знаменитый «Канон великий о покаянии ко Господу».
Епископское служение и защита Церкви
Высота духовной жизни Кирилла не могла укрыться от современников. В 1160-х годах (предположительно в 1161 г.) он был возведен на Туровскую епископскую кафедру. Это был сложный исторический период феодальной раздробленности. Святитель проявил себя не только как богослов, но и как мудрый церковный политик. Особую известность получила его борьба с лжеепископом Феодо́ром (Федорцом) из Ростова. Феодор, поддерживаемый князем Андреем Боголюбским, пытался отделить Ростовскую епархию от Киевской митрополии и самовольно занял кафедру. Святитель Кирилл предал Феодора анафеме и направил князю Андрею ряд посланий, в которых с богословской точностью и дипломатической твердостью обличал раскол. К сожалению, эти послания не сохранились в полном объеме, но их влияние на умиротворение церковной смуты неоспоримо.
Литературное и богословское наследие
Святитель Кирилл оставил после себя богатейшее литературное наследие, благодаря которому его именуют «Русским Златоу́стом». Корпус его творений включает:
- Торжественные Слова: цикл проповедей на весь пасхальный период (от Пасхи до Пятидесятницы), отличающихся византийской изысканностью стиля и глубоким символизмом.
- Молитвенные циклы: около 30 молитв, распределенных по дням недели и часам дня, которые до сих пор используются в богослужебной практике и келейном правиле.
- Поучения к инокам: наставления о монашеской жизни, например, «Сказание о черноризском чине».
Кончина и память
Точная дата кончины святителя неизвестна, но исследователи относят ее к периоду до 1184 года, так как в летописях того времени уже упоминается другой Туровский епископ — Лаврентий. Вероятно, незадолго до смерти святитель оставил кафедру, чтобы вновь предаться уединению. Его мощи были погребены в Турове, но, к сожалению, утрачены во время разорения города татаро-монголами в XIII веке. Несмотря на это, духовный образ святителя Кирилла Туровского остается неугасимым светом для всех искателей православной мудрости.
Другие святые с именем Кирилл
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке