Житие свт. Иувеналия, патриарха Иерусалимского
Авторские жития святого
Служение святителя Иувена́лия (420–458 гг.) представляет собой одну из самых драматичных и значимых страниц в истории древней Церкви. Заняв престол Иерусалима, он поставил перед собой две великие цели: защиту чистоты православной веры от искажений и возвышение кафедры Святого Града до статуса Патриархата, соответствующего его духовному значению как места Искупления.
Борьба с несторианством и Третий Вселенский Собор
В начале своего служения Иувеналий проявил себя как ревностный борец с ересью Нестория, разделявшего Христа на два лица и умалявшего достоинство Богородицы. На Ефесском Соборе 431 года Иувеналий занимал второе место после святителя Кирилла Александрийского. Ссылаясь на апостольское предание, он утверждал авторитет Иерусалимской Церкви судить о вопросах веры, что стало первым шагом к юридическому оформлению Патриархата.
Драма «Разбойничьего собора» и торжество Халкидона
Самым тяжелым испытанием для святителя стал период господства монофизитства. На соборе 449 года, под председательством властолюбивого александрийского патриарха Диоско́ра, в обстановке террора и насилия, Иувеналий, желая сохранить мир и, возможно, надеясь на утверждение прав своей кафедры, не воспротивился осуждению святого Флавиана Константинопольского. Этот момент стал его личной трагедией. Однако благодать Божия не оставила святителя. На Четвертом Вселенском Соборе в Халкидо́не (451 г.) он, вместе с другими епископами Палестины, торжественно перешел на сторону православных, отверг ересь монофизитства и принял Томос папы Льва Великого.
Именно на Халкидонском Соборе окончательно решился вопрос о юрисдикции. Антиохийский Патриарх Максим и святитель Иувеналий заключили соглашение, утвержденное отцами Собора: Антиохия сохраняла за собой Финикию и Аравию, а в ведение Иерусалима переходили три палестинские области (так называемые «Три Палестины»). С этого момента Иерусалимская Церковь канонически стала пятым Патриархатом христианского мира.
Исповедничество и последние годы
Решения Халкидона вызвали яростное сопротивление в палестинском монашестве, настроенном крайне консервативно и подверженном монофизитской пропаганде. Вернувшись в Иерусалим, святитель столкнулся с вооруженным мятежом. Во главе бунтовщиков встал монах Феодо́сий, который, пользуясь смутой, захватил власть, убивал несогласных и даже рукополагал своих епископов. Иувеналий, не желая уступать еретикам, бежал в Константинополь.
Только спустя почти два года, при поддержке императорской власти и благодаря духовному авторитету преподобного Евфимия Великого, который убедил многих монахов вернуться к Православию, Иувеналий смог занять свою кафедру. Последние годы его жизни прошли в трудах по восстановлению церковного благочиния. Ему также приписывается участие в формировании раннего иерусалимского богослужебного устава и свидетельство о месте погребения Пресвятой Богородицы, о чем он сообщал императрице Пульхерии. Святитель Иувеналий скончался в 458 году, оставив после себя утвержденный Патриархат и торжествующее в Палестине Православие.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке