Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие

Святитель Иоаки́м Корсунянин, первый исторически достоверный епископ Новгородский, является одной из ключевых фигур периода Крещения Руси. Происхождение его прозвища указывает на греческий город Корсунь (Херсонес Таврический), откуда, вероятно, он прибыл в Киев вместе с великим князем Владимиром после его крещения. Согласно Никоновской летописи и другим историческим источникам, в 992 году (по иным датировкам — ближе к 988–990 гг.) святой Владимир направил Иоакима в Новгород для организации епархиальной жизни и просвещения словен, кривичей и чуди.

Миссия святителя была сопряжена с великими опасностями. Новгородское язычество, имевшее развитый культ и мощное жреческое сословие, оказало ожесточенное сопротивление новой вере. Исторические свидетельства, в том числе приписываемая самому епископу «Иоакимовская летопись» (сохранившаяся в выписках историка В.Н. Татищева), повествуют о том, что крещение новгородцев происходило драматично, при участии воевод Добрыни и Путяты. Святитель Иоаким проявил духовную твердость, повелев разрушить главное капище и сбросить идола Перу́на в Волхов. Предание гласит, что он запретил жителям спасать идола, повелев отталкивать его от берега, пока тот не миновал город.

Как мудрый архипастырь, святитель понимал, что для утверждения веры необходимы величественные храмы и просвещение. Около 989 года он заложил первый деревянный собор Святой Софи́и, который летописцы описывают как чудо архитектуры того времени — «о тринадцати верхах», что символизировало Христа и двенадцать апостолов. Храм простоял до пожара 1045 года. Кроме того, епископ построил каменную церковь во имя праведных Иоакима и Анны (вероятно, на месте бывшего капища) и основал монастырь, ставший резиденцией владыки.

Святитель Иоаким управлял епархией, по разным данным, до 1030 года, оставаясь духовным отцом для новгородцев более четырех десятилетий. До самой кончины он наставлял паству, рукополагал священников и строил храмы. Скончался блаженный старец в глубокой старости. Изначально он был погребен в деревянной Софии, но в 1699 году, при ремонте каменного Софийского собора, его мощи были обретены нетленными и перенесены в центральную часть храма, а позже — в Мартириеву паперть (Золотую паперть). Церковная история сохранила память о нем не только как о ревностном иерархе, но и как о возможном авторе исторических записок, проливающих свет на раннюю историю Руси.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист