Житие свт. Германа, архиеп. Казанского
Авторские жития святого
Святитель Герман, в миру Григорий, родился в городе Старице Тверской губернии около 1505 года. Он происходил из древнего и знатного боярского рода По́левых, ведущего свое начало от смоленских князей. Несмотря на знатное происхождение, Григорий с юности не искал мирской славы. Получив прекрасное для своего времени образование, он в возрасте двадцати пяти лет удалился в Иосифо-Волоколамский монастырь, известный своим строгим уставом и высокой духовной культурой. Там он принял иноческий постриг от игумена Гу́рия, будущего просветителя Казанского края.
В обители святой Герман нес послушание книгописца. Он переписывал творения святых отцов, углубляясь в изучение Священного Писания и богословия. Жизнь под руководством опытного старца Гурия сформировала в нем твердость духа, аскетическую строгость к себе и пастырскую мудрость. Когда в 1553 году в монастыре был заточен бывший митрополит Даниил, а затем прибыл преподобный Максим Грек, святой Герман имел возможность общаться с этими выдающимися людьми, что также повлияло на его духовное становление.
После покорения Казани и учреждения там в 1555 году архиерейской кафедры, святитель Гурий, назначенный первым архиепископом, избрал Германа своим ближайшим помощником. Герману было поручено создание монастыря в Свия́жске — крепости, ставшей оплотом Православия в Поволжье. Успенский Свияжский монастырь под управлением архимандрита Германа быстро расцвел. Святой построил каменный собор в честь Успения Божией Матери и храм святителя Николая. Он ввел в обители строгий общежительный устав. Монастырь стал центром миссионерской деятельности: здесь принимали Крещение многие иноверцы, здесь же обучались грамоте дети новокрещеных. Святой Герман собрал богатейшую библиотеку, насчитывавшую сотни рукописей.
В 1564 году, после кончины святителя Гурия, Герман был единодушно избран его преемником и рукоположен во епископа с возведением в сан архиепископа Казанского и Свияжского. Его служение на кафедре было недолгим — около двух лет, но за это время он успел укрепить епархию и продолжить просветительские труды своего учителя. В условиях сложной политической обстановки он проявлял мудрость и твердость, защищая обиженных и наставляя паству.
В 1566 году царь Иван Грозный вызвал святителя Германа в Москву. Государь планировал возвести его на престол Митрополита Московского. Сначала царь благоволил святителю, но Герман, видя беззакония опричнины, не мог молчать. Следуя примеру святителя Филиппа (Колыче́ва), он в личных беседах кротко, но непреклонно увещевал царя обратиться к правде и милосердию. Согласно житию, он говорил: «Царь, если ты не переменишься, то Бог отнимет у тебя царство». Опричники, опасаясь влияния святого, оклеветали его перед царем.
Гнев Ивана Грозного был страшен. Святитель был с позором изгнан с митрополичьего двора и заключен под стражу в Москве. 6 ноября 1567 года святитель Герман предал свою душу Господу. Официальной версией смерти была объявлена моровая язва. Однако древние источники и народное предание свидетельствуют о насильственной смерти. В одной из летописей сказано, что он был удушен, в других — усечен мечом. При вскрытии мощей в 1920-х годах было обнаружено, что голова святого отделена от туловища, что косвенно подтверждает версию об усекновении.
Почитание святителя началось вскоре после его кончины. В 1592 году, по ходатайству Казанского митрополита Гермогена, мощи святителя были перенесены из Москвы в Свияжский Успенский монастырь. От мощей происходило множество исцелений и чудес. Канонизация святителя состоялась на Соборе 1595 года.
Другие святые с именем Герман
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке