Житие свт. Герасима Великопермского, Устьвымского
Святитель Гера́сим, епископ Великопермский, третий иерарх Пермской (Устьвы́мской) кафедры, вошел в историю Русской Церкви как ревностный миссионер, мужественный защитник своей паствы и святитель-мученик. Он был достойным преемником и продолжателем равноапостольного подвига святителя Стефана, просветителя зыря́нского народа (современных коми).
Точные сведения о месте рождения и ранних годах жизни святителя Герасима не сохранились. Известно, что на Пермскую кафедру, располагавшуюся тогда в Усть-Выми, он был возведен после 1416 года, уже в сане епископа. Его хиротония, вероятнее всего, состоялась в Москве, и он был ставленником митрополита Киевского и всея Руси Фотия.
Святитель Герасим принял паству в один из самых сложных периодов истории Пермской земли. Христианство, насажденное святителем Стефаном, еще не успело глубоко укорениться в народе. Новопросвещенные зыряне страдали от двойной угрозы. Во-первых, это были постоянные грабительские набеги язычников-вогулов (манси) с востока, из-за Уральских гор. Во-вторых, не меньшую опасность представляли вооруженные отряды новгородцев, которые видели в пермяках, принявших покровительство Москвы, своих политических противников и часто разоряли их селения.
В этих тяжелейших условиях святитель Герасим проявил себя как истинный пастырь. Он неустанно заботился об устроении церковной жизни, о наставлении паствы в истинах веры, но главной его заботой была физическая защита людей. Сохранились сведения, что святитель, подобно апостолам, безбоязненно являлся в самые станы язычников-вогулов, взывая к их совести и убеждая прекратить грабежи и насилие над беззащитными христианами. Его слово, исполненное духовной силы, не раз останавливало кровопролитие.
Святитель Герасим был не только региональным миссионером, но и активным участником общецерковной жизни. Известно, что он присутствовал на Соборе Русской Церкви в Москве в 1438 году, который был созван для обсуждения предстоящего Ферраро-Флорентийского собора. Вместе с другими русскими иерархами он выступил против унии с католиками. Также, по некоторым данным, он участвовал в Московском Соборе 1441 года, который принял историческое решение о поставлении митрополитов всея Руси собором русских пастырей, что положило начало фактической автокефалии Русской Церкви.
Подвиг святителя завершился мученической кончиной. Во время одной из миссионерских поездок по своей обширной и дикой епархии, 24 января (по старому стилю) 1441 года (по другим данным — в 1442 или 1443 году), он был предательски убит. Церковное предание сохранило трагические подробности: убийцей стал его слуга (келейник), зырянин по происхождению, который, возможно, тайно придерживался языческих верований или был подкуплен врагами святителя. По этому преданию, святитель был задушен собственным архиерейским омофо́ром.
Честное тело святителя Герасима было перенесено и погребено в кафедральном Благовещенском соборе села Усть-Вымь, на реке Вычегде, ставшем усыпальницей первых пермских владык. Почитание святителя началось вскоре после его кончины, так как у его гробницы стали совершаться чудесные исцеления. Официальное общецерковное прославление и установление празднования его памяти состоялось в 1607 году.
Память святителя Герасима совершается 24 января (6 февраля н.ст.). Кроме того, он почитается 29 января (11 февраля н.ст.) в день Соборной памяти трех Пермских святителей — Герасима, Питирима и Ионы, его преемников по кафедре, также просиявших святостью жизни. Святитель Герасим входит в Собор Коми святых, Собор святых Пермской митрополии и Собор Вологодских святых.
Другие святые с именем Герасим
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке