Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие свт. Геннадия, архиеп. Новгородского

Дни памяти
Авторские жития святого
Память святого Геннадия, архиепископа Новгородского
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Святитель Геннадий (Гонзов) занимает выдающееся место в истории Русской Церкви как борец за чистоту православия и просветитель. Он происходил из московских бояр, и его возвышение было связано с политикой великого князя Ивана III по укреплению власти Москвы в присоединенном Новгороде. До назначения на новгородскую кафедру Геннадий был архимандритом Чудова монастыря. В 1484 году, после смерти архиепископа Сергия, он был избран на Новгородскую кафедру.

Прибыв в Новгород, святитель столкнулся с интеллектуальным вызовом, исходящим от так называемой ереси жидовствующих. Эта секта, возникшая под влиянием иудейского прозелитизма (в частности, деятельности Схарии), отрицала Божественную природу Иисуса Христа, отвергала почитание икон, мощей и креста. Опасность усугублялась тем, что еретики были образованны и указывали на отсутствие у православных полных списков Священного Писания для аргументированной полемики. Святитель Геннадий, совместно с преподобным Иосифом Волоцким, развернул активную деятельность по искоренению ереси. Он тщательно собирал сведения о лжеучителях, проводил розыски и инициировал Собор 1490 года, на котором ересь была осуждена, а ее лидеры преданы анафеме.

Осознавая, что невежество духовенства является питательной средой для лжеучений, архиепископ Геннадий предпринял масштабный просветительский проект. Вокруг него сложился круг интеллектуалов, занявшихся переводом и исправлением богослужебных книг. Главным плодом их деятельности стал свод Библии 1499 года. Для этого издания были использованы как существующие славянские переводы (с греческого), так и сделаны новые — с латинской Вульгаты (книги Паралипоменон, Ездры, Маккавейские и др.). В работе участвовали Дмитрий Герасимов, Власий Игнатов и монах-доминиканец Вениамин. «Геннадиевская Библия» стала основой для печатной Острожской Библии Ивана Федорова.

Кроме того, святитель известен своей борьбой против симони́и — практики поставления на церковные должности за деньги. Он написал несколько посланий митрополиту Зосиме (который сам тайно сочувствовал еретикам) и другим иерархам, требуя искоренения этого порока. Геннадий также выступал за независимость церковного имущества от посягательств светской власти, что в итоге привело к охлаждению отношений с великим князем Иваном III.

Важен вклад святителя и в уставную традицию. Он ввел в практику шестокры́л — астрономическо-календарный справочник, и составил Пасхалию на восьмое тысячелетие. Это было необходимо для преодоления эсхатологического кризиса 1492 года (7000 год от сотворения мира), когда многие ожидали конца света и не составляли календарей на будущее.

Летом 1504 года святитель был вызван в Москву, где его фактически принудили отказаться от кафедры, обвинив в излишней строгости и якобы имевшей место симонии (что было политическим предлогом). Он был отправлен на покой в Чудов монастырь. Святитель Геннадий мирно скончался 4 декабря 1505 года. Его мощи покоились в соборе Чудова монастыря до его разрушения в 1929 году. Ныне память святителя чтится как одного из величайших учителей и охранителей Русской Церкви.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист