Житие свт. Фрументия, архиеп. Индийского
Авторские жития святой
Житие святителя Фрументия является одним из наиболее документированных примеров раннехристианского миссионерства за пределами Римской империи. Основным историческим источником служат труды церковного историка Руфи́на Аквилейского, который лично встречался с братом святого, Эде́сием, ставшим впоследствии пресвитером в Тире. События разворачивались в первой половине IV века, в эпоху правления императора Константина Великого и его сыновей.
Путь в Аксум и государственная деятельность
Фрументий и его брат Эдесий сопровождали своего родственника Меропия в научном путешествии. Трагический инцидент в порту Адулис, вызванный разрывом отношений между Римом и Аксумом, привел к гибели экспедиции. Выжившие юноши попали в рабство к царю Усанасу (Элле-Амиде). Благодаря классическому образованию они заняли высокие посты при дворе: Эдесий отвечал за царскую чашу, а Фрументий стал казначеем и хранителем архивов. После кончины царя братья фактически управляли государством в качестве регентов при малолетнем царе Эзане. Именно в этот период Фрументий начал создавать инфраструктуру для христианского богослужения, используя привилегии для римских торговцев как основу для будущей миссии.
Епископская хиротония и противостояние арианству
Достигнув зрелости, царь Эзана отпустил братьев. Фрументий, движимый апостольской ревностью, направился не на родину, а в Александрию. Там он обратился к новоизбранному Патриарху Афанасию с просьбой прислать епископа для растущей христианской общины Эфиопии. Собор епископов во главе с Афанасием избрал самого Фрументия. Это событие имело важнейшее значение, так как установило каноническую связь Эфиопской Церкви с престолом святого Марка.
Деятельность святителя проходила в сложной политической обстановке. Император Конста́нций II, поддерживавший арианскую ересь, пытался сместить православного Фрументия. Сохранилось письмо Констанция к царям Аксума Эзане и Сазане (около 356 года), в котором он требовал отправить Фрументия обратно в Египет для суда и переэкзаменовки у арианского епископа Георгия. Однако правители Аксума проигнорировали требование императора, сохранив верность своему просветителю и никейскому православию.
Наследие и кончина
Святитель Фрументий не только крестил царя и народ, но и заложил основы национальной эфиопской культуры. Традиция приписывает ему (совместно с Эдесием) перевод Священного Писания на язык ге́эз и изобретение эфиопской вокализованной письменности. В эфиопской традиции он известен под именем Абба Салама (Отец Мира) и Касате Бирхан (Открыватель Света).
Прослужив в сане архипастыря много лет и утвердив церковную иерархию, святитель мирно отошел ко Господу около 380 года. Его труды превратили Аксумское царство в одну из первых официально христианских держав мира, наряду с Арменией и Римской империей.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке