Житие свт. Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца
Авторские жития святой
Святитель Евфи́мий II (в миру Иоанн) занимает особое место в сонме русских святых как хранитель духовных традиций и защитник Церкви в сложный исторический период XV века. Он родился в Новгороде в семье благочестивого иерея Михея. С юных лет возлюбив безмолвие, он удалился в Николаевский Вяжищский монастырь, где принял иночество. Его суровые подвиги поста и молитвы вскоре привлекли к нему внимание, и он был поставлен игуменом, а позже архимандритом Юрьева монастыря, духовного центра Новгородской земли.
Избрание и архипастырские труды
В 1429 году, после трех жеребьевок, положенных на престол Софийского собора, Господь указал на Евфимия как на достойного преемника кафедры. Однако из-за сложной политической обстановки его хиротония состоялась лишь спустя пять лет, в 1434 году, в Смоленске. Приняв сан, святитель с удвоенной ревностью принялся за устроение церковной жизни.
Храмоздательство и просвещение
Период правления святителя Евфимия называют временем монументального строительства. Под его руководством были возведены или перестроены десятки каменных храмов, в том числе церкви Иоанна Златоуста, Ильи Пророка, святителя Николая. Главным его детищем стала Владычная (Грановитая) палата — уникальный памятник гражданской архитектуры, где заседал церковный суд и совет. Особое внимание святитель уделял прославлению новгородских святых. По его благословению агиограф Пахо́мий Логофет составил службы и жития святым Варлааму Хутынскому, новгородским архиепископам Иоанну, Моисею и Евфимию I. Это способствовало укреплению духовного самосознания новгородцев.
Политика и миротворчество
Время служения святителя совпало с феодальной войной на Руси. Новгородская земля стала убежищем для князя Дмитрия Шемя́ки, соперника московского князя Василия II. Владыка Евфимий проявлял великую мудрость, стараясь не допустить кровопролития и разорения Новгорода, выступая посредником в переговорах. Несмотря на политическое давление, он сохранял верность канонической правде, являясь духовным отцом для всех враждующих сторон.
Кончина и посмертные чудеса
За несколько дней до смерти святитель, уже будучи в глубокой старости, удалился в любимую им Вяжищскую обитель. Он преставился 11 марта 1458 года. Согласно преданию, после его кончины в его руках нашли разрешительную грамоту, которую он сам просил положить ему в гроб, но которую священники забыли вложить; по молитве митрополита Ионы рука усопшего сама разжалась, чтобы принять грамоту, и снова сжалась. Обретение мощей святителя произошло в 1549 году, тогда же было установлено его общецерковное почитание. Сохранился его омофо́р и другие личные вещи, свидетельствующие о его скромном быте при всем величии его внешних деяний.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке