Житие свт. Андрея, архиеп. Критского
Святитель Андрей, архиепископ Критский, родился в VII веке в городе Дамаске в семье благочестивых христиан Георгия и Григории. Особенностью его раннего детства была немота, продолжавшаяся до семи лет. Родители, возлагавшие надежду на Бога, усердно молились об исцелении сына. Чудо произошло в храме: после принятия Святых Христовых Таин отрок впервые заговорил. С этого момента он проявил исключительные способности к учению, с усердием углубляясь в изучение Священного Писания и творений отцов Церкви.
Стремясь к духовному совершенству, в четырнадцатилетнем возрасте святой Андрей покинул родительский дом и удалился в Иерусалим, в прославленную обитель преподобного Саввы Освященного. Там он принял монашеский постриг и провел годы в строгом послушании и молитве. Его добродетельная жизнь и глубокая образованность привлекли внимание церковного священноначалия. В 679 году местоблюститель Иерусалимской кафедры Феодор включил его в состав делегации на VI Вселенский Собор в Константинополе. На Соборе святой Андрей (в сане архидиакона) явил себя твердым защитником Православия против ереси монофели́тства, утверждавшей наличие во Христе только одной воли.
По окончании Собора святой остался в Константинополе. Его назначили архидиаконом Великой церкви (Святой Софии), а также доверили управление крупным церковным учреждением — домом для сирот и престарелых. В этом служении раскрылся его талант администратора и милосердного попечителя. В правление императора Юстиниана II святой Андрей был возведен в сан архиепископа города Гортины на острове Крит. Его архипастырское служение на Крите было многогранным: он строил храмы (в частности, церковь Влахернской Богоматери), организовывал приюты и богадельни, а своей молитвой не раз спасал остров от арабских набегов, эпидемий и засухи.
Однако всемирную славу святителю Андрею принес его гимнографический дар. Он считается создателем новой литургической формы — канона. До него в церковной поэзии господствовал конда́к. Святитель Андрей, объединив библейские песни с христианской гимнографией, создал стройную систему из девяти песней. Вершиной его творчества является Великий покаянный канон, который читается в Православной Церкви на первой и пятой седмицах Великого поста. Это монументальное произведение пронизано чувством глубокого покаяния и представляет собой беседу кающейся души с собственной совестью на примерах из Ветхого и Нового Заветов. Кроме того, перу святителя принадлежат каноны на Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Благовещение, Пасху, Преображение и Рождество Богородицы, а также множество стихир.
Последние годы жизни святителя были омрачены политическими смутами в империи, однако он сохранял верность церковному преданию (некоторые исторические источники указывают на кратковременное давление императора-еретика Филиппика Вардана, но святитель быстро вернулся к православному исповеданию). Предчувствуя скорую кончину, архиепископ Андрей возвращался из Константинополя на Крит. По пути он сказал своим спутникам, что не увидит больше своей кафедры. Корабль вынужденно пристал к острову Лесбос близ селения Е́ресос. Здесь, 4 июля около 740 года (хронология жизни святого варьируется в разных источниках, называются также даты 712 и 726 гг.), великий песнописец мирно отошел ко Господу. Его честные мощи были погребены в местном храме святой мученицы Анастасии, став источником исцелений для многих верующих.
Другие святые с именем Андрей
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке