Житие свтт. Григория и Анастасия Синаита , патриархов Антиохийских
Авторские жития святого
Святитель Анастасий I, патриарх Антиохийский, вошел в историю Церкви как выдающийся богослов, строгий аскет и бескомпромиссный защитник православных догматов в эпоху христологических споров VI века. Сведения о его ранних годах скудны, однако известно, что до своего возвышения он был монахом на горе Синай, за что и получил прозвание Синаи́т (не путать с Анастасием Синаитом, игуменом, жившим в VII веке). Его духовное возрастание, вероятно, проходило также в знаменитой Раифской пустыне, где он стяжал дары мудрости и рассуждения.
Начало Патриаршего служения
В 559 году (согласно некоторым хроникам — в 561) Анастасий был возведен на престол Антиохийской Церкви. Это было время, когда Церковь сотрясали последствия Халкидонского собора, а императорская власть активно вмешивалась в богословские споры, пытаясь политическими методами достичь церковного единства. Святитель Анастасий сразу проявил себя как твердый приверженец халкидонского вероучения, отвергая как несторианство, так и монофизитство.
Противостояние императору Юстиниану
Главным испытанием для святителя стал конфликт с императором Юстинианом I. В последние годы жизни император поддержал учение Юлиана Галикарнасского — афтартодокети́зм. Суть ереси заключалась в утверждении, что Тело Христа было нетленным (aphthartos) и нестрадательным с момента воплощения, а все страдания Господь претерпевал не по естественной необходимости, а исключительно по волевому попущению. Святитель Анастасий увидел в этом учении скрытый докетизм, упраздняющий реальность человеческой природы Христа и, следовательно, реальность нашего спасения.
В ответ на эдикт императора, требовавший принятия этого учения, Анастасий написал решительное исповедание веры. Он предупреждал, что готов скорее умереть, чем отступить от истины. Гнев императора был велик, и лишь смерть Юстиниана в 565 году временно отсрочила расправу над святителем.
Изгнание и дружба с Григорием Двоесловом
Преемник Юстиниана, Юстин II, хотя и не поддерживал ересь открыто, невзлюбил прямолинейного патриарха. В 570 году, обвинив Анастасия в растрате церковных средств (якобы патриарх неразумно тратил золото на благотворительность, лишь бы оно не досталось еретику-сменщику) и в оскорблении величества, император отправил его в ссылку. На Антиохийскую кафедру был поставлен Григорий I, а Анастасий провел 23 года в Иерусалиме, пребывая в молитве и трудах.
В эти годы укрепилась его духовная дружба с будущим папой Римским, святителем Григорием Великим (Двоесловом), который в то время находился в Константинополе. Их переписка свидетельствует о глубоком взаимном уважении и единстве в вопросах веры. Григорий Двоеслов неоднократно ходатайствовал перед императорским двором о возвращении Анастасия.
Триумфальное возвращение и кончина
Справедливость восторжествовала в 593 году, во время правления императора Маври́кия. После смерти патриарха Григория Антиохийского (который, стоит отметить, перед смертью примирился с Анастасием), святой исповедник был возвращен на свою законную кафедру. Его встречали с великими почестями. В последние годы жизни (593–599) он участвовал в переводе сочинений святителя Григория Двоеслова на греческий язык и продолжал писать догматические трактаты.
Святитель Анастасий мирно отошел ко Господу 21 апреля (по старому стилю) 599 года. Его литературное наследие включает в себя:
- Пять слов о православной вере (против аномеев и монофизитов).
- Проповеди на церковные праздники.
- Трактаты против иудеев (подлинность некоторых оспаривается).
Его труды отличаются ясностью мысли и глубоким проникновением в тайну Боговоплощения, за что он почитается как один из великих отцов Церкви VI века.
Другие святые с именем Анастасий
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке