Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие сщмчч. Василия Соколова, Александра Заозерского и Христофора Надеждина пресвитеров, прмч. Макария Телегина и мч. Сергия Тихомирова

История мученического подвига святых, пострадавших в мае 1922 года, неразрывно связана с началом масштабных гонений на Русскую Православную Церковь. Когда в Поволжье разразился голод, Святейший Патриарх Тихон призвал верующих к жертвенности, благословив передавать на нужды голодающих церковные украшения и предметы, не имеющие литургического употребления. Однако советская власть, рассматривая Церковь как идеологического противника, инициировала изъятие всех драгоценных предметов, включая священные евхаристические сосуды. Это поставило верующих перед выбором: нарушить каноны или подвергнуться репрессиям.

Первыми жертвами этой кампании в Москве стали выдающиеся пастыри. Протоиерей Василий Соколов, родившийся в 1868 году в семье диакона, всю жизнь посвятил служению и духовному образованию. Будучи благочинным, он стремился сохранить мир в приходах, но был арестован за то, что не препятствовал распространению Патриаршего послания. Протоиерей Александр Заозе́рский, настоятель храма мученицы Параскевы Пятницы, был человеком высокой духовной жизни. На допросах он свидетельствовал: «Для меня, как и для всякого верующего, церковные сосуды есть святыня, и, согласно церковным канонам, миряне не могут к ним прикасаться... Мы готовы отдать все украшения, но не допустим кощунства». Подобную твердость явил и настоятель храма мученика Иоанна Воина на Якиманке священник Христофо́р Надеждин.

Особое место в сонме этих мучеников занимает преподобномученик Макарий (Телегин). Уроженец Пермской губернии, он с юности избрал монашеский путь и подвизался в московском Чудовом монастыре. После закрытия обители он продолжил служение на Сергиевском подворье. Его спокойствие и молитвенная сосредоточенность во время следствия поражали даже обвинителей. Вместе с духовенством на Голгофу взошел и мирянин — мученик Сергий Тихомиров, который, видя несправедливость обвинений, встал на защиту Церкви.

Судебный процесс, вошедший в историю как «Московский процесс 54-х», проходил в апреле-мае 1922 года в Политехническом музее. Это была показательная расправа. Государственный обвинитель Вышинский и председатель трибунала Бек стремились представить защиту святынь как контрреволюционный заговор. Несмотря на доводы защиты и отсутствие состава политического преступления, приговор был предопределен. Священномученики Василий, Александр и Христофор, преподобномученик Макарий и мученик Сергий были приговорены к высшей мере наказания.

Казнь состоялась 26 мая 1922 года. По преданию, перед смертью отец Макарий сказал, что идет на казнь, как на пир, ибо предстанет перед Господом. Тела мучеников были тайно вывезены и погребены, предположительно, в районе Калитнико́вского кладбища, в безвестной могиле. Их имена были прославлены Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года, войдя в историю как имена первых новомучеников, пострадавших в Москве в ходе кампании по изъятию церковных ценностей.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист