Житие сщмчч. Алексия Аманова, Александра Сахарова, Владимира Медведюка, Иоанна Заболотного, Алексия Никатова, Василия Канделяброва, Николая Зеленова, Иоанна Сарва, Емилиана Панасевича, Николая По
Жизненный путь и мученическая кончина священномучеников Волховских являют собой скорбную и величественную страницу истории Русской Церкви XX века. Каждый из них прошел свой путь к Голгофе, чтобы соединиться в едином подвиге веры на Левашовской пустоши.
Священномученик Васи́лий Канделябров
Протоиерей Васи́лий (Василий Васильевич Канделябров) родился в 1889 году в Рязанской губернии. Получив образование в Рязанской духовной семинарии, он всю жизнь посвятил пастырскому служению. В 1930-е годы, в самый разгар гонений, он был назначен настоятелем Успенского собора в Старой Ладоге и благочинным второго округа Волховского района. Это послушание требовало огромного мужества: благочинный находился под пристальным надзором НКВД, отвечая не только за свой приход, но и за поддержку других священников округа.
Священномученики Николай Зеленов, Иоанн Сарв, Емилиа́н Панасевич и Николай Покровский
Священник Николай Зеленов родился в 1887 году в Костромской губернии. К 1937 году он служил в храме Архангела Михаила в селе Гнипино. Отец Иоанн Сарв, уроженец Эстляндской губернии (1867 г.р.), был старейшим из группы арестованных — ему было уже 70 лет. Он служил в церкви села Песочное. Священник Емилиа́н Панасевич (1889 г.р.) окормлял паству церкви Рождества Иоанна Предтечи в селе Городище, а иерей Николай Покровский (1895 г.р.) служил в селе Молево. Все они были лишены избирательных прав как «служители культа» и жили в крайней нужде, постоянно ожидая ареста, но не оставляя престола Божия.
Преподобномученик Арсений (Дмитриев)
Игумен Арсений (в миру Александр Дмитриев) родился в 1893 году. Он избрал монашеский путь и подвизался в Николаевском монастыре в Старой Ладоге — древнейшей обители Северо-Запада. После разорения монастыря большевиками отец Арсений остался верен монашеским обетам, продолжая служить и окормлять верующих в условиях, когда само ношение подрясника было исповедничеством.
Следствие и мученическая кончина
Осенью 1937 года УНКВД по Ленинградской области сфабриковало дело № 24698. Чекисты «раскрыли» несуществующую «контрреволюционную повстанческую организацию церковников». Согласно материалам дела, отец Васи́лий Канделябров якобы являлся руководителем этой ячейки, вовлекая в неё других священнослужителей и мирян. В обвинительном заключении утверждалось, что священники вели антисоветскую агитацию, клеветали на политику партии и якобы готовились к вооруженному восстанию в момент начала войны.
Аресты прошли в октябре. Допросы велись с пристрастием, следователи требовали назвать сообщников и признать вину в шпионаже и диверсионной деятельности. Однако из материалов дела видно, что святые мученики держались с достоинством. Они не отрицали факта знакомства друг с другом и совместных встреч, но твердо настаивали на их исключительно церковном, духовном характере. Никто из шестерых не подписал лжесвидетельств против себя или собратьев.
25 ноября 1937 года Особая тройка при УНКВД по Ленинградской области приговорила всех шестерых к высшей мере наказания — расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 3 декабря 1937 года. Местом их последнего упокоения стал спецобъект НКВД «Левашо́вская пустошь» — место, где лежат останки десятков тысяч жертв репрессий.
Священномученики Васи́лий, Николай, Иоанн, Емилиа́н, Николай и преподобномученик Арсений были реабилитированы прокуратурой в 1989 году. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года они были причислены к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке