Житие сщмч. Пофина Лионского, и с ним пострадавших
Авторские жития святого
Житие и страдания священномученика Пофи́на, епископа Лионского, дошли до нас благодаря уникальному документу раннехристианской письменности — «Посланию церквей Лионской и Вьенской к церквам Асии и Фригии». Этот текст, сохраненный историком Евсевием Кесарийским в его «Церковной истории», представляет собой свидетельство очевидцев о беспрецедентных по жестокости гонениях, вспыхнувших в Галлии в 177 году, в правление императора-философа Марка Аврелия.
Апостольская преемственность и миссия
Святой Пофин является связующим звеном между апостольским веком и ранней Церковью Запада. Уроженец Малой Азии, он возрастал духовно у ног священномученика Полика́рпа Смирнского, слышавшего проповедь самого Иоанна Богослова. Около середины II века вместе с группой миссионеров, среди которых был и будущий знаменитый богослов Ирине́й, Пофин отправился в Галлию. В городе Лугду́н (административном центре римской Галлии) он основал епископскую кафедру. Его трудами христианство из общины пришлых греков превратилось в мощную поместную Церковь, объединившую людей разных сословий.
Гонение 177 года
События 177 года начались с народного бунта: христиан изгоняли из общественных мест, бань и рынков, их дома подвергались разграблению. Вскоре вмешалась государственная власть. Христиан обвиняли в «фиестовых пиршествах» (каннибализме) и «эдиповых смешениях» (инцесте). В тюрьмы были брошены десятки исповедников, среди которых особо выделялись диакон Санк, мученик Матур и рабыня Бланди́на.
Исповедничество епископа
На момент ареста епископу Пофину было более 90 лет. Он был настолько болен и немощен, что едва удерживал в теле душу, но ревность по вере и желание укрепить паству даровали ему силы для подвига. Городские власти, подстрекаемые неистовствующей толпой, приказали доставить его в судилище. Старейшину несли городские магистраты, а народ сопровождал процессию криками и оскорблениями.
Кульминацией его жития стал допрос перед легатом. Римский чиновник, желая унизить веру старца, спросил: «Кто же у христиан Бог?». В этом вопросе сквозило языческое представление о богах как о локальных идолах. Ответ Пофина — «Если будешь достоин, узнаешь» — стал богословским утверждением непостижимости Творца для помраченного грехом разума. Святитель дал понять, что Бог открывается не в философских спорах, а в чистоте сердца и святости жизни.
Кончина и наследие
После этого ответа с епископа были отброшены остатки жалости. Те, кто находился рядом, били его кулаками и ногами, не смущаясь его почтенным возрастом. Толпа метала в него камни и другие предметы, полагая, что тем самым они мстят за своих богов. Епископ, едва дышащий, был брошен в тюрьму. Из-за крайней жестокости побоев и ужасных условий содержания (многие узники задыхались в тесноте темницы), святой Пофин скончался через два дня, предав душу Господу.
Тела мучеников, включая тело епископа, были сожжены язычниками, а пепел сброшен в реку Рону, чтобы, как говорили гонители, «лишить их надежды на воскресение». Однако подвиг святого Пофина стал фундаментом, на котором его преемник, святой Ирине́й, выстроил защиту христианского вероучения против гностицизма, утвердив авторитет Лионской кафедры во всем христианском мире.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке