Житие сщмч. Максима Серпуховского
Жизненный путь священномученика Максима (Жижиле́нко) является уникальной страницей в истории Русской Православной Церкви XX века, соединяя в себе высокую научную эрудицию, самоотверженное врачебное служение и твердость архипастырского стояния за Истину. Михаил Александрович Жижиленко родился 2 марта 1885 года в дворянской семье в Калуге. Атмосфера в семье была глубоко религиозной и интеллектуальной. После окончания гимназии он поступил в Московский университет, выбрав путь врача-психиатра.
С 1911 года началась его легендарная деятельность в качестве врача Таганской тюрьмы в Москве. Михаил Александрович стал для заключенных не просто доктором, но и духовным наставником. Он вел подчеркнуто аскетический образ жизни, напоминающий монашеский, еще будучи мирянином. Известно, что он устроил в своей квартире при тюрьме домовую церковь, где часто молился ночами. Его авторитет был непререкаем: он добивался улучшения условий содержания узников, приносил им передачи, утешал словом. В годы гражданской войны и последующей разрухи доктор Жижиленко оставался на своем посту, несмотря на смену власти.
Духовная жизнь будущего святителя была тесно связана со Святейшим Патриархом Тихоном. После кончины Патриарха и последовавших церковных нестроений, Михаил Александрович занял жесткую позицию по отношению к компромиссной политике Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия. Примкнув к движению «непоминающих» (иосифлян), он решился на шаг, требовавший полного самоотречения. В 1928 году, понимая необходимость сохранения канонического преемства в условиях гонений, он принял тайный постриг в мантию с именем Максим и был хиротонисан во епископа Серпуховского. Хиротони́ю совершили архиепископ Димитрий (Любимов) и епископ Нарвский Сергий (Дружинин). Это была первая тайная архиерейская хиротония в данном движении.
Епископ Максим стал духовным вождем для многих верующих, не принявших церковно-политический курс 1927 года. Однако его служение на кафедре продолжалось менее года. В мае 1929 года он был арестован органами ОГПУ. Ему вменялось в вину не только «антисоветское настроение», но и сам факт тайного епископства, что власть расценивала как создание подпольной контрреволюционной организации. Приговором стал срок в Соловецком лагере особого назначения.
На Соловках владыка Максим проявил себя как истинный испове́дник. Работая врачом в тифозных бараках, он сам заразился сыпным тифом, но чудом выжил. Свидетели вспоминали его как человека абсолютного бесстрашия и глубочайшего смирения. Вокруг него сплотилась группа заключенного духовенства, получившая название «соловецкой катакомбной церкви». Они воздерживались от общения с духовенством, принявшим Декларацию митрополита Сергия. В лесу, используя полотенце вместо антими́нса и клюквенный сок вместо вина, владыка совершал Божественную Литургию.
Осенью 1930 года, в связи с новым делом о «церковно-монархической организации», епископ Максим был вывезен с Соловков в Москву. Следствие в Бутырской тюрьме было жестоким, но сломить волю святителя не удалось. 6 июля 1931 года Коллегия ОГПУ приговорила его к расстрелу. В тот же день приговор был приведен в исполнение, и тело мученика было погребено в безвестной общей могиле на одном из московских кладбищ (предположительно, Ваганьковском). Реабилитирован он был лишь в 1989 году.
Другие святые с именем Максим
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке