Житие сщмчч. Василия Архангельского, Петра Орленкова, Василия Покровского, Александра Зверева, Владимира Писарева, Сергия Кедрова, Николая Пятницкого, Викентия Смирнова, Иоанна Кесарийского, Алексан
История Вселенской Церкви хранит память о великом множестве свидетелей, которые ценой своей жизни утвердили победу христианства над язычеством. В ряду этих доблестных воинов Христовых стоит священномученик Иоанн, служивший пресвитером в городе Кесари́и, расположенном в провинции Каппадоки́я (территория современной Турции).
Время его служения пришлось на рубеж III и IV веков. Это была эпоха, когда языческий мир, чувствуя свое скорое падение, ополчился на Церковь с небывалой яростью. Император Диоклетиа́н, желая возродить старые римские традиции, издал серию эдиктов, предписывающих разрушение храмов, сожжение священных книг и лишение христиан всех гражданских прав. Священнослужители были первой целью гонителей, так как удар по пастырям должен был рассеять стадо.
Пресвитер Иоанн был известен в Кесарии как ревностный служитель алтаря и проповедник. Когда наместник провинции приказал собрать всех жителей для публичного жертвоприношения идолам, святой Иоанн не стал скрываться. Будучи приведенным на судилище, он отверг предложение сохранить жизнь ценой предательства Бога. Житие не сохранило для нас подробных протоколов допроса, но предание свидетельствует, что святой исповедовал Христа Творцом всего сущего, а языческих богов назвал бездушными истуканами.
Разъяренные твердостью пресвитера, палачи подвергли его пыткам. В те времена арсенал мучителей был ужасен: христиан били жилами, строгали тело железными когтями, пекли огнем. Однако физические страдания не смогли помрачить духовный взор мученика. Он принял смерть (по наиболее распространенной версии, был обезглавлен мечом) 1 ноября (по старому стилю), соединившись в вечности с Пастыреначальником Христом. Вместе с ним в эти дни в Кесарии пострадали и другие святые, в том числе мученица Кирие́на, вдохновленная подвигом пресвитера.
Память священномученика Иоанна сохранялась в древних мартирологах как свидетельство того, что священство есть не только право совершать Таинства, но и обязанность первым взойти на Голгофу ради своей паствы и Истины.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке