Житие сщмчч. Иоасафа Могилевского, Иоанна Баранова, Василия Бовы, Павла Евдокимова, Иакова Соколова, Феодора Гусева, Илии Громогласова, Алексия Бенеманского, Афанасия Милова пресвитеров и Иоанна Смирнов
Священномученик Иа́ков (Соколов Яков Иванович) родился 23 октября (по старому стилю) 1870 года в селе Пустынь Спасского уезда Рязанской губернии. Он происходил из духовного сословия; отцом его был псаломщик местной церкви Иван Соколов. Получив начальное образование, Яков поступил в Рязанскую духовную семинарию, которую успешно окончил в 1891 году по второму разряду.
Свой путь служения он начал на педагогическом поприще, став учителем в церковно-приходской школе села Мурмино Рязанского уезда. 22 октября 1892 года Иаков Иванович был рукоположен во диакона, а уже 25 октября того же года – во пресви́тера. Первым местом его иерейского служения стал храм в селе Киструс Спасского уезда. Позже, в 1898 году, его перевели в село Иванково того же уезда. Отец Иаков был примерным семьянином, у него и его супруги родилось восемь детей.
За усердное служение в 1913 году он был назначен на ответственный пост настоятеля Преображенского собора города Спасска-Рязанского. Одновременно он исполнял обязанности благочинного 1-го Спасского округа и председателя Спасского уездного отделения Рязанского епархиального училищного совета. Он пользовался большим уважением среди духовенства и любовью прихожан за свою пастырскую ревность и деятельное участие в церковной и общественной жизни.
С приходом советской власти для отца Иакова, как и для всей Церкви, наступило время испытаний. Он занял принципиальную позицию по отношению к так называемому "обновле́нческому" расколу, категорически отвергнув его и сохранив полную верность Святейшему Патриарху Тихону (Беллавину). Эта твердость, а также его проповеди, в которых он давал духовную оценку происходящим событиям, стали причиной ненависти к нему со стороны безбожников. В 1920-х годах его семью, как "служителя культа", подвергли "раскулачиванию": дом и все имущество были конфискованы, а семья священника изгнана на улицу.
В 1929 году последовал первый арест. 17 октября 1929 года он был арестован Рязанским ОГПУ. Ему было предъявлено обвинение по статье 58-10 Уголовного кодекса РСФСР – "антисоветская агитация". В вину ему ставились его проповеди. На допросах следователи приводили его слова: "Советская власть – это власть антихриста, она идет против Бога, закрывает церкви, ссылает духовенство. Она, как древние гонители христианства, распинает Христа и гонит верующих". Также его обвиняли в том, что в частных беседах он говорил о скорой гибели советской власти. 3 января 1930 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Иакова к трем годам заключения в концентрационном лагере.
Срок он отбывал в печально известном Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). По окончании срока заключения, в 1932 году, он вернулся в Рязань. Преображенский собор в Спасске, где он был настоятелем, к тому времени уже закрыли и готовили к уничтожению. Правящий архиерей Рязанской епа́рхии, будущий священномученик архиепископ Иувеналий (Масловский), назначил вернувшегося из заключения пастыря служить в Борисоглебском соборе города Рязани и возвел его в сан протоиерея.
Однако служение на свободе продлилось недолго. В марте 1935 года в Рязани начались массовые аресты духовенства. 20 марта 1935 года протоиерей Иаков Соколов был вновь арестован. На этот раз его обвинили в "создании и руководстве контрреволюционной группой духовенства" (статьи 58-10 и 58-11 УК РСФСР). Вместе с ним по делу проходили архиепископ Иувеналий (Масловский), епископ Игнатий (Анисимов) и группа рязанского духовенства. 14 июля 1935 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило отца Иакова к пяти годам ссылки в Красноярский край.
Ссылку он отбывал в отдаленном Туруханском районе. Но и там, в суровых условиях Севера, 67-летний священник продолжал нести свое пастырское служение, утешая и поддерживая верующих. Это стало причиной его третьего, последнего ареста. 22 ноября 1937 года он был арестован Туруханским районным отделением УНКВД. Обвинение было стандартным для того времени: "систематическая контрреволюционная агитация", "дискредитация советского строя", "распространение провокационных слухов о голоде в СССР" и "восхваление жизни при царском строе".
5 декабря 1937 года "тройка" УНКВД по Красноярскому краю вынесла окончательный приговор – высшая мера наказания (расстрел). Приговор был приведен в исполнение 19 декабря (6 декабря по старому стилю) 1937 года в Туруханске, в день памяти одного из самых почитаемых на Руси святых – святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. Место погребения мученика осталось неизвестным.
Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в августе 2000 года, рассмотрев его житие и мученическую кончину, определил причислить протоиерея Иакова Соколова к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Память его совершается в день мученической кончины 6/19 декабря, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке