Житие сщмчч. Анфира и Фавия , пап Римских
Авторские жития святого
Священномученик Фа́вий Ри́мский (лат. Фабиа́нус) вступил на Ри́мскую епископскую кафедру 10 января 236 года и пребывал на ней до своего мученического подвига 20 января 250 года. О его происхождении известно немного, кроме того, что он был мирянином (по некоторым данным – уроженцем Ри́ма из знатного рода) и не входил в число церковных иерархов или признанных кандидатов на первосвятительский престол. Выбор его был ознаменован чудом, которое подробно описано Евсе́вием Кесари́йским в его «Церковной истории». После смерти папы Анте́ра в Риме собрались верующие для избрания нового епископа. В разгар обсуждения кандидатур, когда никто не мог прийти к единодушному решению, внезапно с неба спустился голубь и сел на голову простого мирянина Фа́вия. Весь народ, присутствовавший при этом, включая духовенство, воспринял это как ясное указание Божие о Его избраннике и, ликуя, единодушно провозгласил Фа́вия епископом Ри́мским. Это событие символически сравнивали с Крещением Господним и схождением Духа Святого.
Период правления папы Фа́вия, длившийся четырнадцать лет, был отмечен относительным миром для христианской Церкви, хотя и не без внутренних и внешних вызовов. Одной из его важнейших заслуг стало административное упорядочивание церковной жизни в столице империи. Он разделил Ри́м на семь церковных округов, или «регионов», и поставил во главе каждого диа́кона-нотариуса. Их главной обязанностью было не только заботиться о благочестии паствы, но и вести подробные записи (акты) о жизни, исповедании и мученических подвигах христиан, что стало важным шагом в сохранении церковной истории и традиции. Святитель также проявил заботу о поддержании в достойном виде катакомб, христианских кладбищ, где совершались богослужения и погребения мучеников.
Церковные источники, в частности, «Папская книга» («Liber Pontificális»), приписывают Фа́вию и другие деяния, в том числе отправку миссионеров в Галлию для проповеди Евангелия. Также известно о его твёрдой позиции в вопросах вероучения. Он поддержал осуждение еретических взглядов, в частности, он имел переписку с Ориге́ном, который пытался отстоять правоверность некоторых своих учений, подвергшихся критике. Однако папа Фа́вий оставался непреклонен в защите чистоты апостольского Предания.
В 250 году мирное время закончилось. Император Гай Ме́ссий Квинт Де́ций, пришедший к власти, начал одно из самых страшных гонений на христиан. Изданный им эдикт требовал от всех жителей империи публичного принесения жертв языческим богам, что для христиан было равносильно отречению от Христа. Первой и наиболее знаковой жертвой этого гонения стал предстоятель Ри́мской Церкви. Священномученик Фа́вий был арестован и, как пишет Святитель Киприа́н Карфаге́нский, «с достоинством и честью закончил свой славный путь». Он был замучен 20 января 250 года, став свидетельством стойкости веры перед лицом императорской власти. Его честные мощи были положены в катакомбах Калли́ста. День его памяти почитается как Русской Православной Церковью, так и Западом.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке