Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие сщмч. Авива Некресского

Житие священномученика Ави́ва Некресского неразрывно связано с историей утверждения монашества и христианской государственности в Грузии. Святой Авив был одним из тринадцати сирийских отцов — группы подвижников, пришедших в Иверию в середине VI века под началом преподобного Иоанна Зедазенийского. Прибыв в Мцхету, духовный центр Грузии, они получили благословение католикоса Евлавия на проповедь и были разосланы по разным уголкам страны. Авив был рукоположен во епископа и направлен на одну из самых сложных кафедр — в Некре́си, город в Кахетии, находившийся в непосредственной близости к горным районам.

Политическая обстановка того времени была крайне напряженной: Грузия находилась в вассальной зависимости от Персии. Сасанидская империя стремилась не только к политическому контролю, но и к религиозной ассимиляции грузин, насаждая зороастризм. Повсюду строились капища, и персидские чиновники принуждали местное население поклоняться огню. Епископ Авив развернул широкую апостольскую деятельность: он путешествовал по селам, проповедовал Евангелие и наставлял паству не отступать от веры отцов ради временных выгод или из страха перед завоевателями.

Ревность святителя о Боге привела к открытому конфликту с персами. Однажды, став свидетелем торжественного поклонения огню, которое совершали жрецы-мобеды, святой Авив решился на радикальный шаг. Он залил священный для зороастрийцев огонь водой, тем самым погасив пламя. Это вызвало ярость жрецов. Святителя схватили, жестоко избили и отвезли в крепость Ре́хи к персидскому наместнику (марзпану).

На суде состоялась знаменитая апология христианства. Марзпан обвинил епископа в оскорблении божества. В ответ святой Авив кротко, но твердо заявил: «Я не убивал бога, а лишь погасил огонь. Огонь — это творение, созданное для служения человеку: мы используем его, чтобы готовить пищу и согреваться. Как же может быть богом то, что умирает от воды и нуждается в дровах для поддержания жизни?». Раздраженный логикой святого, наместник предложил ему выбор: отречение от Христа и принятие зороастризма или мучительная смерть.

Священномученик избрал Небесное Царство. Его подвергли бичеванию, а затем, по персидскому обычаю казни «богохульников», побили камнями. Это произошло между 557 и 560 годами. Тело мученика было с позором выброшено за стан, и стражам было приказано не допускать к нему христиан. Однако в течение трех дней ни звери, ни птицы не прикоснулись к останкам, и тело не подверглось тлению.

Ночью братия Самтави́сского монастыря тайно унесла тело своего архипастыря и с честью погребла его в своей обители. Позднее, когда политическая ситуация изменилась, сын картлийского эрисмтавара Гуарама, Стефаноз I, перенес честные мощи святителя Авива в Мцхету. Их положили под престолом соборной церкви женского монастыря Самта́вро, где они почивают и поныне, являясь источником благодати для верующих.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист