Житие сщмч. Александра Иерусалимского
Авторские жития святого
Священномученик Алекса́ндр Иерусалимский принадлежит к числу виднейших иерархов и церковных писателей раннехристианского периода. Сведения о его жизни сохранились преимущественно в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, который пользовался архивами библиотеки, основанной самим мучеником. Александр получил классическое риторическое и богословское образование в Александрийском огласительном училище под руководством Панте́на и Климента Александрийского, с которыми он поддерживал духовную связь на протяжении всей жизни.
Первоначально Александр был поставлен епископом во Флавии Каппадокийской (Малая Азия). В начале III века, во время гонений Севера, он проявил себя как исповедник, будучи заключенным в темницу на несколько лет (приблизительно с 204 по 211 год). После освобождения он предпринял паломничество в Иерусалим. Прибытие Александра совпало с особым положением в Иерусалимской Церкви: её предстоятель, святитель Нарки́сс, достиг 116-летнего возраста и нуждался в помощнике. Местному клиру было открыто в видении, что прибывший паломник должен стать их пастырем. С согласия епископов соседних епархий (Кесарийской и других), Александр стал соправителем Наркисса, что стало первым зафиксированным в истории случаем существования викарного епископа с правом наследования кафедры.
Период правления Александра (с 212 по 251 год) ознаменовался расцветом богословской науки в Иерусалиме. Епископ построил при церкви богатейшую библиотеку, собирая списки Библии, комментарии и послания. Он занимал активную позицию в межцерковных отношениях. Известна его поддержка Ориге́на, которого он, совместно с епископом Феоктистом Кесарийским, рукоположил в пресвитера около 230 года. Это вызвало конфликт с епископом Александрийским Димитрием, настаивавшим на канонических препятствиях к рукоположению Оригена. Александр твердо отстаивал право способных мирян и учителей проповедовать Слово Божие, ссылаясь на древние традиции.
Епископ Александр оставил после себя эпистолярное наследие. Сохранились фрагменты его посланий к антиноитам, к антиохийцам (где он приветствует поставление епископа Асклепиада), к Оригену и к Димитрию Александрийскому. В своих письмах он предстает как миротворец и мудрый администратор, заботящийся о единстве Церкви.
Кончина святителя последовала в разгар гонений императора Декия. В 251 году престарелый епископ был арестован и доставлен в административный центр провинции — Кесарию Палестинскую. На суде правителя он вторично в своей жизни исповедал Христа. Согласно Евсевию, «убеленный глубокой сединой и маститый почтенной старостью», он проявил больше духовной юности, чем телесной немощи. Александра не предали немедленной казни, но заключили в тюрьму, надеясь сломить его волю пытками и тяготами заключения. Однако организм старца не выдержал условий содержания, и он скончался в оковах, став одним из самых почитаемых священномучеников Палестины.
Другие святые с именем Александр
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке