Житие сщмч. Симеона Персидского, и с ним мчч. Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазата евнуха, Фусика, Азата, мц. Аскитреи и иных многих
В IV веке, во время царствования персидского царя Сапора II (309–379), на христиан Персидской империи обрушились тяжелейшие гонения. Поводом к ним послужила война Персии с Римской империей, где христианство, напротив, стало государственной религией при святом Константине Великом. Персидские жрецы-зороастрийцы, пользуясь политической ситуацией, обвинили христиан в нелояльности царю и связях с враждебным Римом.
Предстоятелем Персидской Церкви в то время был священномученик Симео́н, епископ Селевкии-Ктесифона. Он пользовался большим уважением в народе. Царь Сапор вызвал его к себе и потребовал две вещи: поклониться солнцу как божеству и обязаться взимать с христиан двойной налог на ведение войны с Византией. Святитель Симеон твердо ответил, что истинному Богу он поклоняется, а идолу-солнцу — никогда. Взимать же непосильные налоги со своей паствы он также отказался, заявив, что не станет орудием угнетения.
Разгневанный царь бросил епископа в темницу. Вместе с ним были арестованы и два его пресвитера — Авдела́й и Анания. Когда святителя вели в узы, он проходил мимо царского дворца. Его увидел старый евнух Хусдаза́т (в некоторых источниках — Гуштазад), который некогда был христианином и даже наставником самого царя Сапора, но из-за страха перед гонениями отрекся от Христа и поклонился солнцу. Увидев епископа, идущего на муки с таким достоинством, Хусдазат был глубоко уязвлен своей совестью. Он сбросил с себя знаки придворного отличия, оделся в темную одежду в знак скорби и сел у ворот дворца, оплакивая свое падение.
Царь, узнав о причине скорби своего воспитателя, призвал его и напомнил о прежней милости. Но Хусдазат твердо исповедовал, что глубоко раскаивается в своем отречении и отныне признает только Христа. Сапор пришел в ярость и приговорил старца к смерти. Хусдазат просил лишь об одном: чтобы глашатаи объявили народу, что он умирает не за государственную измену, а как христианин. Царь исполнил эту просьбу, надеясь устрашить других. Святой Хусдазат был усечен мечом и стал первым мучеником в этой волне гонений.
Святитель Симеон, узнав о его кончине, возблагодарил Бога. Через несколько дней, в Великую Пятницу (17 апреля 341 или 344 года), епископа Симеона, Авделая и Ананию вновь привели на суд. Им зачитали приговор. Когда их вели на казнь, один из царских сановников, начальник ремесленников по имени Фу́сик, который был тайным христианином, подошел к святителю Симеону и, склонив голову, попросил его молитв. Один из стражников немедленно донес об этом царю.
Фусика тут же схватили. На допросе он мужественно исповедал свою веру. Сапор приказал подвергнуть его изощренной и страшной пытке: с живого мученика содрали кожу и вырвали язык. Святой Фусик принял мученический венец в тот же день. Гонение обрушилось и на его семью: его дочь, дева Аскитрея, также отказавшаяся отречься от Христа, была схвачена и казнена.
После этого священномученик Симеон, пресвитер Авделай и пресвитер Анания были выведены за город и усечены мечом.
На следующий день, в Великую Субботу, гонители схватили еще одного придворного — евнуха Азата. Он был любимцем царя и пользовался большим влиянием. За исповедание христианства он также был немедленно казнен. Смерть Азата так потрясла и опечалила Сапора, что он издал указ, прекращающий казни придворных и сановников. Однако гонения на остальное духовенство и мирян продолжились с новой силой. Сообщается, что в этот день, вдохновленные примером своего архипастыря, в одной только области Сузы приняли мученическую кончину около 1150 христиан, включая епископов, священников, диаконов, монахов и мирян.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке