Житие мчч. Фавста пресвитера, Авива диакона и с ними 11-ти мучеников
История Церкви Христовой, написанная кровью мучеников, хранит память о славном подвиге святых, пострадавших в египетской Александрии в III веке. Это было время правления императора Декия, который, стремясь возродить языческое могущество Рима, издал указ о повсеместном преследовании христиан. Наместником в Египте тогда был Валерий — человек жестокий и фанатично преданный языческим культам. Он развернул масштабную кампанию против христианской общины, стремясь обезглавить Церковь через уничтожение её пастырей.
В центре этих событий оказался пресвитер Фа́вст. Сведения о его жизни сохранились в том числе благодаря трудам церковного историка Евсевия Кесарийского, который цитирует письма святителя Дионисия Александрийского. Известно, что Фавст был сподвижником святителя Дионисия и ещё в гонение Декия (около 250 года) проявил себя как мужественный исповедник. Позднее, во времена императора Валериана, он вместе с епископом Дионисием и двумя другими диаконами был отправлен в ссылку в суровую местность Кефро, а затем в Коллутион. Однако, согласно житийной традиции, его окончательный мученический подвиг, совершённый совместно с диаконом Ави́вом и группой мирян, относится к периоду гонений, когда он, будучи глубоким старцем, вновь предстал перед судом.
Вместе с пресвитером и диаконом были схвачены одиннадцать христиан: Кириа́к, который в некоторых источниках именуется чтецом, а также Макарий, Андрей, Дионисий, Андроник, Пелусий, Аристарх, Александр, Феодор, Плотин и Димитрий. Это были люди разного возраста и звания, но объединенные единым Духом и любовью ко Христу. Представ перед судилищем Валерия, они явили собой образ Церкви: пастыри и паства, стоящие плечом к плечу перед лицом смерти.
Житие повествует, что правитель Валерий пытался склонить их к отступничеству, используя обычный для римского судопроизводства метод: сначала уговоры и обещание милости императора, затем — угрозы и демонстрация орудий пыток. Святой Фавст от лица всех собравшихся дерзновенно заявил, что они являются христианами и никакая земная власть не заставит их поклониться бездушным истуканам, в которых обитают демоны. «У нас один Бог и один Царь — Иисус Христос», — так звучало их общее исповедание.
Разгневанный твердостью христиан, правитель приказал отсечь им головы мечом. Приговор был приведен в исполнение без промедления. Святые мученики шли на казнь с молитвой и благодарением Богу, сподобившему их части Своих страданий. Их честные останки были тайно собраны верующими и погребены с подобающей честью. Впоследствии мощи священномучеников стали источником исцелений и духовного утешения для Александрийской Церкви, а их имена были навеки вписаны в мартирологи как свидетельство несокрушимой силы веры, побеждающей мир.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке