Житие сщмчч. Дионисия Ареопагита Афинского, Рустика пресвитера и Елевферия диакона
Житие священномученика Дионисия, прозванного Ареопагитом, являет собой пример высочайшей богословской мудрости, соединенной с апостольской ревностью. Он родился в Афинах в семье благородных родителей и получил блестящее эллинское образование. Жажда знаний привела его в Египет, в центр древней учености — город Гелио́поль. Здесь вместе со своим другом философом Аполлофаном он наблюдал великое и страшное знамение: в день Распятия Спасителя солнце померкло на три часа, хотя по астрономическим законам затмение было невозможно, так как было полнолуние. Дионисий, просвещенный свыше, воскликнул: «Это или Бог, Творец природы, страдает, или машина мира разрушается».
По возвращении в Афины благодаря своей мудрости и честности Дионисий был избран в число судей Ареопага. В 50-х годах I века в Афины прибыл святой апостол Павел. Его проповедь в Ареопаге о Боге, «в Котором мы живем и движемся и существуем», стала поворотным моментом в жизни судьи. Дионисий уверовал, крестился и стал одним из преданнейших учеников Павла. Позже он был рукоположен во епископа Афинского. Церковное предание сохранило сведения о том, что наставником Дионисия был также святой Иерофе́й, первый Афинский епископ.
Святой Дионисий сподобился великой чести видеть Пресвятую Богородицу во плоти. Описывая эту встречу апостолу Павлу, он свидетельствовал, что величие и благодать Матери Божией были таковы, что если бы он не знал Единого Бога, то почел бы Ее за Божество. В 57 году он присутствовал при Успении Пресвятой Богородицы в Иерусалиме, куда был чудесным образом восхищен силой Духа Святого вместе с другими апостолами.
Дионисий Ареопагит прославился и как глубокий богослов. Ему приписывается корпус сочинений («Ареопагитики»), оказавший колоссальное влияние на христианскую мысль: «О Небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О Божественных именах», «О мистическом богословии». В этих трудах он раскрыл учение о непознаваемости Божественной сущности и о путях богопознания.
После мученической кончины апостола Павла Дионисий пожелал продолжить его миссионерские труды. Оставив афинскую кафедру, он отправился в Рим, где был принят святым Климентом, епископом Римским. Получив благословение, он вместе с пресвитером Ру́стиком и диаконом Елевфе́рием направился в Галлию. Центром их миссии стала Лютеция (Париж). Проповедь святых была столь успешна, что многие знатные горожане и простой народ отвергли идолов. Это вызвало ярость языческих жрецов, которые донесли на христиан правителю Сисинию.
Старца-епископа и его спутников схватили и подвергли бесчеловечным пыткам. Их бичевали, томили в темнице, клали на раскаленное железо и бросали на растерзание голодным зверям. Но звери не коснулись святых, а огонь не причинил им вреда. Видя непреклонность мучеников, правитель приказал отсечь им головы. Казнь совершилась на вершине горы, именуемой ныне Монмартр. После усекновения главы тело святого Дионисия чудесным образом поднялось. Держа свою главу в руках, святой прошел около шести километров до поселения, где упал и предал дух Господу. Благочестивая христианка Катулла, взяв останки мучеников, тайно похоронила их. Позже над их гробницей была выстроена церковь, выросшая впоследствии в знаменитое аббатство Сен-Дени — усыпальницу французских королей.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке