Житие Собор Смоленских святых*
История Русской Церкви неразрывно связана с историей Смоленской земли, которая на протяжении столетий являлась западным рубежом Руси, принимая на себя первые удары врагов и сохраняя чистоту Православия в условиях сложнейших исторических коллизий. Празднование Собора Смоленских святых, совершаемое в воскресенье перед 28 июля, объединяет память всех угодников Божиих, чья жизнь и подвиг были связаны с этой епархией. Установление общего празднования произошло в 1980-х годах, что стало важным этапом в духовном возрождении церковной жизни советского периода, однако местное почитание многих святых уходит корнями в глубокую древность.
Святители и просветители
У истоков Смоленской святости стоит фигура святого благоверного великого князя Ростислава Мстиславича (во Святом Крещении Михаила). Внук Владимира Мономаха, он в 1137 году добился создания самостоятельной Смоленской епархии, выделив ее из состава Переяславской. Его трудами был построен величественный Успенский собор, ставший домом для главной святыни края. Среди святителей, прославивших кафедру, особо выделяется священномученик Игна́тий, епископ Смоленский, который в XV веке участвовал во Флорентийском соборе, но не принял унии, сохранив верность Православию. Также в Собор включен святитель Мака́рий (Глухарев), апостол Алтая, который начинал свой духовный путь на Смоленщине, и святитель Николай Японский, чье образование было связано со Смоленской духовной семинарией.
Преподобные и аскеты
Ярчайшей звездой монашеского подвига является преподобный Авраамий Смоленский (XII–XIII вв.). Его житие, составленное учеником Ефремом, рисует образ сурового аскета и вдохновенного проповедника, претерпевшего гонения и клевету, но оправданного чудесным знамением. Он основал монастырь Положения ризы Богоматери и воспитал множество учеников. Другим великим подвижником был преподобный Герасим Болдинский (XVI в.), пришедший на эти земли после длительного периода войн. Он основал Свято-Троицкий Болдин монастырь, ставший центром духовного просвещения и благотворительности.
Мученики и благоверные князья
Смоленская земля обильно полита кровью мучеников. Одним из первых русских святых является благоверный князь Глеб (в крещении Давид), убитый в 1015 году на устье реки Смядыни близ Смоленска. Его кротость и непротивление злу стали образцом христианского смирения. В XIII веке, во время монгольского нашествия, просиял мученик Меркурий Смоленский. Согласно преданию, Сама Богородица через пономаря призвала этого благочестивого воина на защиту города. Меркурий проник в стан врага, поразил исполина, наводившего ужас на защитников, и принял мученическую кончину, будучи обезглавлен. Не менее трагична и величественна судьба благоверной княгини Иулиании Вяземской (Новоторжской), которая предпочла смерть нарушению супружеской верности, став образцом целомудрия.
Новомученики и исповедники
Собор Смоленских святых включает в себя и подвижников XX века, пострадавших в годы безбожных гонений. Это архиереи, священники, монахи и миряне, которые не отреклись от Христа перед лицом расстрелов и лагерей. Среди них — священномученик Серафи́м (Остроумов), архиепископ Смоленский, расстрелянный в Катыни. Их кровь стала семенем для возрождения веры в современности.
Все эти святые — разные по званию и времени жизни — объединены благодатью Святого Духа и покровительством Божией Матери. Смоленская икона «Одигитрия», по преданию написанная апостолом Лукой, является духовным центром, вокруг которого собирается этот священный полк. В день праздника во всех храмах епархии звучат молитвенные песнопения, прославляющие заступников земли Смоленской: «Свети́льницы пресветлии, землю нашу озарившии...». Их пример учит тому, что истинный патриотизм неразрывно связан с верой, а святость является высшей целью человеческой жизни.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке