Житие Собор преподобных отцов, на Богошественной Горе Синай подвизавшихся
История монашества на Синайском полуострове неразрывно связана с библейскими событиями Ветхого Завета. Именно здесь, у подножия горы Хорив, пророк Моисей видел терновый куст, горевший и не сгоравший — Неопалимую Купину, прообраз Божией Матери. Это священное место с первых веков христианства притягивало отшельников, желавших в тишине пустыни беседовать с Единым Богом. Уже к III веку ущелья Сина́я и близлежащей приморской пустыни Раи́фы были населены анхоретами, жившими в строжайшем воздержании. Всю неделю они пребывали в уединении, вкушая лишь финики и воду, а в воскресные дни собирались для совместной Евхаристии. Этот древний уклад жизни породил сонм святых, память которых Церковь совершает в Соборе преподобных отцов Синайских.
Летопись Синая исполнена драматизма и духовного величия. В IV веке (около 312 года) и в V веке монашеские поселения подверглись опустошительным набегам кочевников-сарацин и племени влемми́ев. Жития сохранили для нас страшные, но величественные картины этих событий. Старцы, убеленные сединами, выходили навстречу убийцам без страха, покорно преклоняя головы под мечи. Преподобный Нил Постник, чей сын Феодул был уведен в плен (но позже чудесно возвращен), оставил пронзительное описание гибели отцов, явив миру пример христианского терпения скорбей. Эти преподобномученики, числом сорок в Синае и тридцать девять в Раифе, стали небесными покровителями святой горы.
Золотой век Синая наступил в VI веке, когда император Юстиниан Великий, вняв мольбам монахов, повелел воздвигнуть мощную крепость для защиты от набегов. Так возник монастырь Неопалимой Купины, ныне известный как монастырь святой Екатерины. В стенах этой обители расцвела высочайшая богословская и аскетическая мысль. Здесь игуменствовал великий Иоанн Лествичник, систематизировавший опыт борьбы со страстями в своей бессмертной «Лествице». Здесь трудились преподобные Исихий и Филофей Синайские, учившие искусству «умного делания» — непрестанной молитвы Иисусовой, которая приводит душу к безмолвию (исихи́и) и боговидению.
В Собор Синайских святых также входят преподобный Григорий Синаит, возродивший исихазм в XIV веке и перенесший эту традицию на Балканы и Русь, и преподобный Анастасий Синаит, выдающийся апологет и защитник Православия от ересей. Синайская обитель стала уникальной сокровищницей, где сохранились древнейшие иконы (в том числе энкаустические доиконоборческие образы) и рукописи. Духовное влияние синайских отцов распространилось далеко за пределы Египта: их уставы, литургическая практика и аскетические творения сформировали облик всего восточного монашества. Почитая их память, верующие прикасаются к живому источнику древней традиции, которая непрерывно течет от пророков и апостолов до наших дней.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке