Житие Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных — это торжество единства Церкви Земной и Церкви Небесной. Исторически праздник был установлен в IV веке на поместном Лаодики́йском Соборе. 35-м правилом этого Собора было отвергнуто еретическое мнение, будто ангелы являются творцами мира и требуют поклонения выше Христова, и утверждено их правильное, православное почитание.
Богословие и Ангельские чины
Согласно Божественному Откровению и трудам святых отцов, ангельский мир был сотворен прежде мира видимого. Ангелы — это бесплотные духи, одаренные умом, волей и могуществом. Число их велико, но порядок служения строго иерархичен. Святой Дионисий Ареопагит разделяет их на три лика:
- Первый лик (высший):
- Серафимы («Пламенеющие») — ближе всех к Престолу Божию, горят любовью к Богу и воспламеняют ею других.
- Херувимы («Излияние премудрости») — сияют светом Богопознания и разумения тайн.
- Престолы — на них Господь почивает в судах Своих.
- Второй лик (средний):
- Господства — ниспосылают силу к мудрому управлению земным властям, учат владеть чувствами.
- Силы — исполнены божественной крепости, через них Господь творит чудеса.
- Власти — имеют власть над диаволом, ограждают людей от искушений.
- Третий лик (низший):
- Начала — начальствуют над низшими ангелами, им поручено управление вселенной и охранение царств и народов.
- Архангелы — благовествуют о великом и преславном, открывают пророчества.
- Ангелы — наиболее близки к людям, являются Хранителями христиан, наставляют на добродетельную жизнь.
Архангелы и их служение
Во главе всего ангельского сонма стоит Архистратиг Михаил. Его верность была испытана в момент падения Денницы. Когда Люцифер возгордился, Михаил собрал чины небесные и возгласил: «Вонмем! Станем добре!». В Писании также именуются иные архангелы, чье служение различно:
- Гавриил («Сила Божия») — служитель Божественных тайн, благовестник Воплощения Бога Слова.
- Рафаил («Исцеление Божие») — врач недугов человеческих.
- Уриил («Огонь Божий») — просветитель омраченных, покровитель наук.
- Салафии́л («Молитва к Богу») — побуждает людей к молитве и сам молится о них.
- Иегудиил («Хвала Божия») — укрепляет труждающихся ради славы Божией и ходатайствует о воздаянии им наград.
- Варахиил («Благословение Божие») — податель благословений на добрые дела житейские.
- Иеремиил («Возвышение к Богу») — внушает благие помыслы и возводит души от суеты к вечности.
В иконографии Архистратиг Михаил часто изображается в воинских доспехах, с огненным мечом или копием, попирающим дракона, что символизирует вечную победу добра над злом. Белые хоругви на копье означают чистоту и верность Богу, а крест на конце копья указывает, что брань ведется терпением и самоотвержением.
Святые
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке