Житие Собор 70-ти апостолов
Собор святых семидесяти апостолов — это торжество, посвященное памяти широкого круга учеников Спасителя, избранных Им для благовестия Царствия Божия. Основанием для этого служит свидетельство святого евангелиста Луки: «После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Лк. 10:1). Если двенадцать апостолов символизировали двенадцать колен Израилевых, то семьдесят учеников знаменовали собой полноту проповеди для всех народов земли (согласно книге Бытия, число народов исчислялось семьюдесятью).
Состав Собора семидесяти апостолов уточнялся в церковной истории на протяжении нескольких веков. Наиболее авторитетный список приводится в Четьих-Минеях святителя Димитрия Ростовского, который опирался на труды священномученика Дорофея, епископа Тирского. В этот сонм входят:
- Иаков, брат Господень; Марк и Лука (евангелисты); Клеопа (брат Иосифа Обручника); Симеон (сын Клеопы); Варнава; Иосия (Варсава); Фаддей; Анания (крестивший Павла);
- Семь диаконов: Стефан Первомученик, Филипп, Про́хор, Никано́р, Тимон, Парме́н;
- Сподвижники ап. Павла: Тимофей, Тит, Филимон, Онисим, Епафрас, Архипп, Сила, Силуан, Крискент, Крисп, Епе́нет, Андроник, Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий, Аристовул, Иродион, Агав, Руф, Асинкрит, Флегонт, Ерм, Патров, Ермий;
- Лин, Гаий, Филолог, Лукий, Иасон, Сосипа́тр, Олимпан, Тертий, Ераст, Куарт, Евод, Онисифор, Климент, Сосфен, Аполлос, Тихик, Епафродит, Карп, Кодрат, Марк (Иоанн), Зина, Аристарх, Пуд, Трофим, Марк (племянник Варнавы), Артема, Акила, Фортунат, Ахаик.
Некоторые имена в этом списке могут варьироваться в разных исторических источниках, так как многие ученики имели двойные имена (как Савл-Павел или Иоанн-Марк), а некоторые, подобно Иуде Искариоту, отпали от веры (например, Николай пришлец Антиохийский или Симон Волхв, который лишь внешне принял крещение) и были заменены другими достойными мужами.
Служение семидесяти апостолов было сопряжено с великими скорбями и опасностями. Они не имели постоянного града, но «взыскали грядущего», странствуя по миру без имущества, полагаясь лишь на Промысл Божий. Их проповедь сопровождалась знамениями и чудесами: исцелением больных, изгнанием бесов, воскрешением мертвых, что подтверждало истинность их слов. Большинство из них запечатлели свою верность Христу мученической кровью.
Церковное предание сохранило память о том, что именно эти апостолы рукополагали первых епископов и пресвитеров, закладывая канонические основы иерархии. Их соборное почитание было установлено, дабы «равночестием почтить их, как единых духом и служением». Праздник этот совершается 4 (17) января, предваряя Богоявление и напоминая нам о тех, кто просветил вселенную светом истинного богопознания.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке