Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие и равноап. царя Бориса, во Святом Крещении Михаила , принявшего Крещение со своим народом в IX веке

Жизнь святого равноапостольного царя Бориса, во Святом Крещении Михаила, есть пример великого государственного мужа, который превыше земной власти поставил Царствие Небесное. Сын хана Пресиана, он вступил на престол Болгарского царства в 852 году. Первые годы его правления прошли в тяжелых войнах с франками, хорватами и Византией, сопровождавшихся голодом и мором. В этих бедствиях юный правитель увидел знамение свыше, указывающее на ничтожность языческих идолов перед лицом Единого Бога.

Обращение и Крещение

Решающим фактором в обращении царя стали не только внешнеполитические обстоятельства, но и внутреннее духовное прозрение. Согласно церковному преданию, большое влияние на него оказал пленный монах Феодор Куфара, а также сестра правителя, воспитанная при византийском дворе. Желая украсить свой дворец живописью, Борис призвал греческого иконописца Мефодия (не смешивать с равноапостольным Мефодием). Художник изобразил Второе Пришествие Христово столь живо, что царь, устрашившись участи грешников, окончательно решил принять христианство.

В 864 году состоялось великое таинство Крещения. Восприемником от купели (заочно) стал византийский император Михаил III. Патриарх Фо́тий направил в Болгарию священников для катехизации народа. Однако путь ко Христу был тернист: пятьдесят два знатных боярских рода подняли вооруженное восстание, желая убить царя и вернуть идолопоклонство. Святой Борис, осенив себя крестным знамением, вышел к мятежникам. Сияние благодати Божией было таково, что кони бунтовщиков пали на колени, а сами они в страхе бросили оружие.

Борьба за церковную независимость

Святой Борис проявил себя и как мудрый дипломат. Желая церковной автокефалии для своего народа, он вел переписку с Римским папой Николаем I («Ответы папы Николая на вопросы болгар»), искусно лавируя между Римом и Константинополем. В конечном итоге, на Константинопольском Соборе 869–870 годов, Болгарская Церковь получила статус архиепископии под юрисдикцией Константинополя, что обеспечило ей каноническую чистоту и относительную самостоятельность.

Просвещение славян

Величайшей заслугой святого царя стало принятие учеников святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Когда немецкое духовенство изгнало просветителей из Моравии, святой Борис встретил их — святых Климента, Наума, Ангела́рия — как посланников Божиих. Он предоставил им убежище и средства. Были основаны знаменитые Пресла́вская и Охридская книжные школы. По повелению царя строились храмы и монастыри, а богослужение переводилось на понятный народу славянский язык.

Монашеский подвиг и кончина

В 889 году, после 36 лет правления, святой Борис добровольно отрекся от престола ради иноческого подвига. Власть перешла к его сыну Владимиру-Расате. К несчастью, наследник попал под влияние языческой партии и начал гонения на христианство. Узнав об этом, старец-монах Борис покинул монастырь, собрал народное ополчение и низложил сына, приказав ослепить его в наказание за духовную слепоту и предательство веры. На престол был возведен младший сын Симеон, будущий великий царь Болгарии.

На церковно-народном соборе 893 года святой Борис окончательно утвердил славянский язык богослужения и перенес столицу из языческой Плиски в христианский Преслав. Исполнив свой долг, он вновь удалился в безмолвие. Святой равноапостольный царь Борис мирно отошел ко Господу 2 мая 907 года. Вскоре после кончины он был канонизирован Болгарской Церковью, а от его мощей стали истекать чудесные исцеления.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист