Житие Мироносицы равноап. Марии Магдалины
Авторские жития
Святая равноапостольная Мария Магдалина, память которой Святая Церковь совершает 4 августа (22 июля по ст. ст.), а также в Неделю 3-ю по Пасхе (святых жен-мироносиц), является одной из самых выдающихся и пламенных последовательниц Господа Иисуса Христа. Она была родом из галилейского города Магдала (также Мигдал-Эль), располагавшегося на западном берегу Геннисаретского озера. За свое происхождение она и получила именование «Магдалина».
Из Евангелия мы узнаем, что до своего обращения ко Христу Мария Магдалина была подвержена страшному духовному недугу. Евангелист Лука свидетельствует, что Господь изгнал из нее «семь бесов» (Лк. 8:2). Это указание на «семь бесов» в святоотеческой традиции часто толкуется как символ полноты и тяжести ее страданий, возможно, крайней степени беснования или порабощения семью главными греховными страстями. Господь Иисус Христос, видя ее муки и, несомненно, ее покаянный порыв, даровал ей полное исцеление души и тела.
С этого момента жизнь Марии Магдалины кардинально изменилась. Ее душа, очищенная от тьмы, исполнилась безграничной любви и благодарности к своему Спасителю. Она оставила прежнюю жизнь и присоединилась к сонму благочестивых жен, которые следовали за Христом во время Его общественного служения. Вместе с Иоанной, женой Хузы (домоправителя Ирода), Сусанной и другими, она «служила Ему имением своим» (Лк. 8:3). Эти женщины взяли на себя заботы о пропитании, одежде и быте Христа и Его учеников, которые оставили свои дома ради проповеди Царствия Божия.
Мария Магдалина выделялась среди них особой ревностью и верностью. Она была свидетельницей великих чудес Христа, слушала Его притчи и наставления. Но в полной мере ее преданность проявилась в дни Страстной Седмицы. Когда Христос был предан и взят под стражу в Гефсиманском саду, и даже ближайшие апостолы (кроме Иоанна Богослова) в страхе бежали, она не оставила Его. Она следовала за Ним на суд, слышала несправедливый приговор Пилата и крики обезумевшей толпы. Она стояла у самого Креста на Голго́фе.
Евангелист Матфей пишет: «Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых» (Мф. 27:55-56). Она была там, у подножия Креста, разделяя невыносимую скорбь Пресвятой Богородицы и сострадая распятому Божественному Учителю. Она оставалась на Голгофе до самого вечера, видела, как праведные Иосиф Аримафейский и Никодим сняли с Креста Его Пречистое Тело и погребли в новой гробнице в саду. Она «смотрела, где Его полагали» (Мк. 15:47).
Ее любовь была сильнее страха смерти. Вернувшись в город, она вместе с другими женами, по свидетельству Евангелиста Луки, приготовила благовония и ми́ро, но вынуждена была соблюсти покой субботы, как требовал закон.
Едва забрезжил рассвет первого дня недели (ныне именуемого воскресеньем), «очень рано», Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия и другие жены-мироно́сицы поспешили ко Гробу Господню. Они несли драгоценное миро, чтобы по обычаю возлить его на Тело Усопшего. Идя, они сокрушались: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» (Мк. 16:3).
Подойдя, они увидели, что тяжелый камень отвален, а гроб пуст. Это повергло их в трепет. Ангел Господень возвестил им о Воскресении Христа. Потрясенная Мария Магдалина, согласно Евангелию от Иоанна, побежала к апостолам Петру и Иоанну со скорбной вестью: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его» (Ин. 20:2). Апостолы немедленно побежали ко гробу, убедились в ее словах и ушли в недоумении. Мария же осталась у пещеры и горько плакала.
Именно в этот момент величайшей скорби ей была явлена величайшая радость. Заглянув вновь во гроб, она увидела двух Ангелов. А обернувшись, увидела Самого Воскресшего Христа, но не узнала Его, приняв за садовника. Господь спросил ее: «Жена! что ты плачешь? кого ищешь?». Она же, думая, что это он унес Тело, отвечала: «Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его».
Тогда Спаситель произнес лишь одно слово, голосом, который она знала так хорошо: «Мария!». Узнав Его, она воскликнула: «Раввуни́! (Учитель!)» — и в порыве радости бросилась к Его ногам. Но Господь сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17). Так Мария Магдалина, бывшая некогда во власти тьмы, первой из людей сподобилась увидеть Воскресшего Господа и стала «апостолом для апостолов», первой благовестницей Воскресения Христова.
После Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа святая Мария Магдалина разделила с апостолами труды по распространению Евангелия. Церковное предание, сохраненное святителем Димитрием Ростовским, повествует о ее неутомимых путешествиях. Вершиной ее проповеди стало путешествие в Рим. Она добилась аудиенции у императора Тиве́рия (годы правления 14-37). Она предстала перед ним и рассказала о жизни, чудесах, несправедливом осуждении и славном Воскресении Иисуса Христа. В качестве дара она поднесла ему простое куриное яйцо. Со словами «Христос Воскресе!» она протянула его Тиверию.
Император рассмеялся и сказал, что воскресение из мертвых так же невероятно, как если бы это белое яйцо вдруг стало красным. Прежде чем он закончил фразу, яйцо в руках Марии Магдалины на глазах у всех окрасилось в ярко-красный цвет. Этот эпизод лег в основу пасхальной традиции христиан — красить яйца в красный цвет, символизирующий Кровь Христа и возрождение к новой жизни.
Святая Мария Магдалина использовала этот момент, чтобы обличить неправедный суд. Она подала императору жалобу на Понтия Пилата, обвинив его в том, что он, зная о невиновности Христа, из корысти и малодушия предал Его на распятие. По преданию, это привело к отстранению Пилата от власти и его ссылке.
Из Рима святая Мария Магдалина отправилась в Ефес (Малая Азия). В этом городе в то время проповедовал любимый ученик Христа — святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Святая Мария стала его верной помощницей в апостольских трудах, делясь с первыми христианами своими бесценными воспоминаниями о земной жизни Спасителя. Считается, что именно ее свидетельства легли в основу 20-й главы Евангелия от Иоанна.
В Ефесе она и завершила свой земной путь, мирно преставившись ко Господу. Ее святые мощи были с честью погребены там же. В IX веке, при императоре Льве VI Философе, нетленные мощи святой Марии Магдалины были торжественно перенесены из Ефеса в столицу Византийской империи — Константинополь, и положены в монастыре святого Лазаря. В эпоху крестовых походов часть мощей была вывезена на Запад, однако Православная Церковь с достоверностью почитает частицы ее мощей, пребывающие на Святой Горе Афон (в монастырях Симонопетра, Эсфигмен, Дохиар) и в Иерусалиме.
Важно отметить, что православная традиция строго отличает святую Марию Магдалину от Марии, сестры Лазаря и Марфы, и от кающейся грешницы, помазавшей ноги Христа миром в доме фарисея Симона (Лк. 7:36-50), с которой ее иногда ошибочно отождествляют в западной традиции.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке