Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие Равноапп. царя Иверского Мириана и царицы Иверской Наны , принявших Крещение со своим народом в IV веке *

Жизнеописание святых равноапостольных царя Мириа́на и царицы Наны неразрывно связано с историей обращения Грузии (Иверии) в христианство и является одной из ключевых страниц церковной истории Закавказья. Царь Мириан III (265–361 гг.), родоначальник династии Хосро́идов, был сыном персидского шаха. Воцарившись в Мцхе́те, он проводил политику лавирования между Римской империей и Сасанидским Ираном, однако духовно и культурно Иверия того времени тяготела к персидскому зороастризму и местным языческим культам (поклонению идолам Армази и Задени).

Супруга царя, святая На́на, происходила из греко-римского мира (Понта или Боспорского царства), что делало ее, возможно, более восприимчивой к христианской проповеди. Когда в Иверию прибыла святая равноапостольная Нина, царица Нана страдала тяжким недугом, который врачи признали смертельным. Исцеление, полученное через прикосновение к кресту из виноградной лозы и молитвы святой пленницы Нины, стало поворотным моментом. Царица стала ревностной христианкой и, по свидетельству летописи «Картлис Цховреба», сделала святую Нину своей близкой советницей.

Обращение самого царя Мириана было сложным и драматичным процессом. Языческие жрецы оказывали на него сильное давление, требуя казни христиан. Решающий момент наступил в 326 году (по другим данным — в начале 330-х). Во время царской охоты на вершине горы Тхоти внезапно померкло солнце. Это затмение (или чудесная тьма) повергло царя в ужас. Оставшись один в непроглядном мраке, он воззвал: «Боже Нины, рассей мрак, и я исповедаю имя Твое!». Свет воссиял мгновенно. Это событие часто сравнивают с призванием Савла на пути в Дамаск.

Исполнив обет, Мириан отправил послов к императору Константину Великому. В ответе Константина, полном братской любви, содержались не только дары и церковная утварь, но и часть Животворящего Древа Креста Господня. Прибывшая миссия во главе с епископом Иоанном совершила таинство Крещения над царской семьей, вельможами и народом. Святой Мириан проявил себя как истинный храмостроитель. Он повелел воздвигнуть церковь в царском саду, где под кедром святая Нина обрела местопребывание Хитона Господня. Летописи повествуют о чуде Животворящего Столпа (Светицховели): ствол кедра, срубленный для опоры храма, не поддавался усилиям строителей, но по молитве святой Нины сам воспарил и утвердился на месте, источая миро.

Перед своей кончиной в 361 году царь Мириан призвал сына и наследника Бакара, завещав ему хранить веру Христову и бороться с идолопоклонством. «Где я поклонялся идолам, там я соорудил капище Богу Вышнему», — говорил он. Царь завещал похоронить себя не в усыпальнице предков, а в женском монастыре Самтавро (Верхняя церковь), рядом с ежевичным кустом, под которым подвизалась святая Нина. Святая царица Нана, почившая двумя годами позже, была погребена рядом с супругом. Их гробница по сей день является местом паломничества и почитается как источник духовной силы Грузинской Церкви.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист