Житие прор. Софонии
Авторские жития святого
Святой пророк Софо́ния — выдающаяся личность ветхозаветной истории, чье имя переводится как «Тайновидец Господень» или «Тот, кого сокрыл Господь». Он является девятым в ряду двенадцати малых пророков. Священное Писание сохранило для нас его подробную родословную, что является редкостью для пророческих книг: «Слово Господне, которое было к Софонии, сыну Хуси́я, сыну Годолии, сыну Ама́рии, сыну Езекии». Упоминание четырех поколений предков свидетельствует о знатном происхождении, а ссылка на Езекию — благочестивого царя Иудеи — подтверждает его принадлежность к царскому роду.
Исторический контекст служения пророка драматичен. Он выступил на проповедь в начале царствования Ио́сии (VII век до н. э.), вероятно, еще до того, как царь начал свои знаменитые религиозные реформы и обретение Книги Закона в храме. Иудея в то время находилась в глубоком духовном кризисе: после полувекового правления нечестивого Манассии страна была наводнена ассирийскими культами, поклонением звездам и служением Молоху. Иерусалим, призванный быть святым городом, стал местом синкретизма, где клятвы Господом смешивались с клятвами языческим богам.
Книга пророка Софонии, состоящая из трех глав, представляет собой мощную теодицею и эсхатологическое откровение. Святой вводит понятие «День Господень» как момента вселенского суда. Он описывает этот день мрачными красками: «День гнева — день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака». Пророк говорит о том, что Господь со «светильником осмотрит Иерусалим», чтобы найти и наказать тех, кто в сердце своем говорит: «не делает Господь ни добра, ни зла», то есть впавших в духовное безразличие и атеизм.
Особое место в пророчествах занимает суд над народами. Софония предрекает гибель языческим державам, окружавшим Иудею, утверждая власть Бога Израилева над всей историей человечества. Пророчество о запустении Ниневии («Она станет пустынею, сухою, как степь») исполнилось в 612 году до н. э., подтвердив истинность его слов. Святой учил, что земное могущество и богатство не спасут в день гнева Господня.
Мессианское значение и кончина
Но за грозными тучами суда пророк видит свет Мессианского царства. Он первым вводит учение об «остатке» — малой группе верных, «смиренных земли», через которых осуществится спасение. В третьей главе пророк созерцает грядущее обращение язычников, которые будут призывать имя Господа «единодушно». Финал книги — это радостное благовестие о присутствии Бога среди Своего народа: «Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя». Эти слова Церковь относит к прообразу Воплощения Сына Божия и радости Нового Завета.
Согласно преданию, пророк Софония прожил жизнь в девстве и чистоте, всецело посвятив себя служению Богу. Он скончался мирно и был погребен в своем доме (по другой версии — в пещере близ Иерусалима), ожидая всеобщего воскресения. Его память служит напоминанием о неотвратимости Божьего суда и о великой милости к тем, кто ищет правды и смиренномудрия.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке