Житие прор. Самея
Авторские жития святой
Святой пророк Самуи́л (евр. Шмуэ́ль – «услышанный Богом» или «испрошенный у Бога») – один из последних судей Израилевых, его житие излагается в ветхозаветных книгах 1-я и 2-я Царств. Он жил в эпоху, переходную от периода судей к эпохе царей, приблизительно в XI веке до Рождества Христова.
Родители Самуи́ла, Елка́на из колена Ле́виина и его жена А́нна, жили в Армафе́ме Цуфим (Рама) в земле Ефре́мовой. А́нна была долгое время бездетна, что считалось великим несчастьем. Во время ежегодного паломничества в Сило́м к Скинии Завета А́нна со слезами молилась Господу, дав обет: если Он дарует ей сына, она отдаст его в пожизненное служение Богу. Господь услышал её молитву, и она родила сына, которого назвала Самуи́л.
По исполнении обета, как только младенец был отнят от груди (около 3-х лет), А́нна привела его в Сило́м и оставила при Скинии на попечении первосвященника Или́я. Отрок Самуи́л, «облаченный в льняной ефо́д», служил Господу в Скинии, возрастая в благочестии и «угождая Господу и людям». Уже в юном возрасте Господь трижды воззвал к нему ночью, открыв тайну Своего избрания. Самуи́лу было возвещено о суде над домом первосвященника Или́я за нечестие его сыновей, Офни́ и Финее́са, которые злоупотребляли своими священническими обязанностями. С глубокой скорбью Самуи́л передал это грозное пророчество Или́ю, который со смирением принял волю Божию: «Он – Господь; что Ему угодно, то пусть и делает».
Пророчество сбылось трагически: в битве с филисти́млянами израильтяне потерпели поражение, Ковчег Завета был захвачен, а Офни́ и Финее́с убиты. Услышав эту весть, 98-летний первосвященник Илий упал и скончался. С этого момента Самуи́л стал признанным пророком и последним судьей всего Израиля. Он призвал народ к искреннему покаянию: «Если вы всем сердцем обращаетесь к Господу, то устраните от себя чужих богов и Аста́рт и расположите сердце ваше к Господу, и служите Ему одному». Израильтяне послушались, и во время собрания в Масси́фе филисти́мляне напали на них. По молитве Самуи́ла Господь послал сильный гром, который привел врагов в смятение, и израильтяне одержали великую победу. Этот период ознаменовался миром и возвращением захваченных городов Израилю. Самуи́л ежегодно совершал объезд судейских округов – Вефи́ля, Галга́ла и Масси́фы – для справедливого суда над народом. Он также считается основателем первых пророческих школ (сонмов).
Когда пророк состарился, он поставил своих сыновей, Иои́ля и А́вию, судьями в Вирса́вии, но они оказались неправедны, «корыстолюбивы, брали подарки и судили превратно». Тогда старейшины Израиля, недовольные этим, собрались и потребовали от Самуи́ла: «Поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов». Это требование опечалило Самуи́ла, поскольку народ, по сути, отвергал прямое правление Божие. По молитве, Господь повелел ему исполнить волю народа, но предупредить о бремени царской власти. Таким образом, Самуи́л совершил историческое деяние – помазал на царство первого царя Израиля, Сау́ла, возвестив о прекращении судейской эпохи.
Впоследствии, за непокорность Сау́ла и нарушение им заповедей Божиих, Самуи́л по повелению Господа тайно помазал на царство юного Дави́да, сына Иессе́я, в Вифлее́ме. Это стало поворотным моментом, предваряющим великую царскую династию, из которой произойдёт Месси́я. Скончался пророк Самуи́л в глубокой старости и был погребён в своем доме в Раме. «И собрались все Израильтяне и плакали о нем, и погребли его в доме его, в Раме» (1 Цар. 25:1).
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке