Житие прор. Михея
Житие и служение святого пророка Михе́я, сына Иемвла́я, разворачивалось в один из самых драматичных периодов ветхозаветной истории — в IX веке до Рождества Христова. Это было время разделенного царства, когда Северный Израиль под руководством царя Аха́ва все глубже погружался в культ Ваала и Астарты. Михей, чье имя означает «Кто подобен Богу», стоял в одном ряду с великими ревнителями благочестия, такими как пророк Илия, хотя действовал преимущественно при царском дворе, будучи ненавидимым, но признаваемым провидцем.
Центральным эпизодом, сохранившим имя Михея в веках, стала его конфронтация с институтом придворных «пророков» перед битвой за Рамоф Галаадский. Иудейский царь Иосафа́т, прибывший с визитом к Ахаву, согласился на военный союз, но, будучи благочестивым, потребовал вопросить Господа. Сцена, развернувшаяся у ворот Самарии, была грандиозной: два царя сидели на тронах в полном облачении, а перед ними в исступлении прорицали четыреста человек, обещая победу. Лжепророк Седеки́я даже сделал себе железные рога, символически показывая, как Ахав избодает ими сирийцев.
Когда привели Михея, посланник пытался убедить его говорить в унисон с остальными. Однако пророк твердо заявил: «Жив Господь! я изреку то, что скажет мне Господь». В своем откровении Михей представил не просто предсказание, но приоткрыл завесу над духовным миром, описав небесный совет. Господь попустил духу лжи войти в уста пророков Ахава, чтобы совершился суд над нечестивым правителем. Это видение подчеркивает важный богословский аспект: Бог не является творцом зла, но может использовать злую волю отпавших духов для наказания грешников.
Реакция на истину была жестокой. Удар по ланите и заключение в темницу стали уделом пророка. Ахав предпринял меры предосторожности, вступив в бой в чужой одежде, тогда как Иосафат остался в царском облачении. Однако Божий суд невозможно обмануть: сирийские лучники, получившие приказ атаковать только царя Израильского, сначала погнались за Иосафатом, но, распознав ошибку, отступили. В этот момент некий воин, натянув лук без определенной цели, поразил Ахава сквозь швы лат. Царь умер на закате, и его кровь омыла колесницу, что стало исполнением и более ранних пророчеств Илии Фесвитянина.
О дальнейшей судьбе пророка Михея Священное Писание умалчивает. Существует церковное предание, что он был убит сбросом в пропасть сыном Ахава — Охозией, или же самим Ахавом еще до битвы (что противоречит библейскому тексту о темнице), но наиболее достоверным считается мнение, что он окончил дни свои мученически, пострадав за обличение беззаконий царского дома. Его не следует путать с другим пророком Михеем (Морасфитянином), одним из 12 малых пророков, жившим позже и написавшим Книгу пророка Михея.
Другие святые с именем Михей
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке