Житие прор. Иоиля
Авторские жития святой
Житие и богословское наследие святого пророка Иои́ля представляют собой одну из вершин ветхозаветного пророческого служения. Имя пророка, означающее «Господь есть Бог», само по себе является кратким исповеданием веры. Традиционно церковная историография, следуя святителю Епифанию Кипрскому, указывает, что Иоиль происходил из колена Рувимова, родился в местности Мефомор (по другим источникам — Бетхорон) и совершал свое служение в Иудее, преимущественно в Иерусалиме. Относительно времени его жизни в библеистике нет единства: православная традиция чаще всего относит его к ранним пророкам (IX век до Р.Х., эпоха царя Иоаса и первосвященника Иодая), тогда как ряд исследователей видит в тексте его книги признаки послепленного периода.
Историческим фоном для проповеди сына Вафуи́ла послужило масштабное природное бедствие и хозяйственное разорение: полчища саранчи (в тексте используются четыре разных термина для обозначения стадий развития этого вредителя) уничтожили весь урожай, обрекая народ на голод. Вслед за этим пришла губительная засуха. Пророк, обладая духовным зрением, увидел в этих событиях не просто природный катаклизм, но действие Промысла Божия — «День Господень», предвестник эсхатологического Суда. Он призывает трубить трубою на Сио́не, объявить священный пост и собрать все общество, от младенцев до старцев, для всенародного покаяния.
Пророчество о Святом Духе
Уникальность книги пророка Иоиля заключается в переходе от описания бедствий к величайшим обетованиям. В третьей главе (по Синодальному переводу — во второй, стихи 28-32) содержится пророчество, которое связывает Ветхий и Новый Заветы: обещание излияния Духа Божия «на всякую плоть». В ветхозаветные времена Дух Святой сходил лишь на избранных — царей, пророков, судей. Иоиль же возвещает эпоху, когда благодать станет достоянием всех верующих, независимо от пола, возраста и социального положения. Исполнение этого пророчества в день Пятидеся́тницы (Деян. 2) засвидетельствовано апостолом Петром и является догматическим основанием бытия Церкви Христовой.
Суд в долине Иосафата
Другой важной темой книги является описание Страшного Суда в долине Иосафа́товой (долина Кедрон). Это название символично (Иосафат означает «Господь судит»). Здесь пророк изображает жатву созревшего для наказания мира, где «серп» Божий пожнет народы, восстававшие против Истины. В то же время для верных Господь будет защитой и крепостью.
Литургическое и иконографическое наследие
В православной гимнографии пророк Иоиль воспевается как «глас, возвестивший обновление мира Духом». Его память совершается 19 октября (1 ноября по новому стилю). В иконописи он традиционно изображается старцем с округлой бородой (иногда раздвоенной), держащим в руках свиток с текстом своего главного пророчества. Он не оставил после себя чудес исцеления физического, подобных делам Илии или Елисея, но совершил чудо слова, открыв человечеству горизонт вечного спасения. По преданию, он дожил до глубокой старости и был с честью погребен на своей малой родине, оставаясь для верующих примером ревности о славе Божией.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке