Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие прп. Викентия Леринского

Дни памяти

Сведения о жизни преподобного Вике́нтия Леринского немногочисленны и почерпнуты преимущественно из краткого упоминания у Геннадия Массилийского в книге «О знаменитых мужах» (De viris illustribus). Известно, что подвижник родился в Северной Галлии в аристократической семье. Его братом был святитель Луп, епископ города Труа, известный тем, что своим молитвенным предстательством спас город от нашествия гуннов Атти́лы. Викентий получил прекрасное риторическое и философское образование, что впоследствии отразилось в изяществе и богословской точности его слога.

После периода военной и, вероятно, государственной службы, Викентий пережил глубокий духовный переворот. Он удалился на остров Лерин (ныне Сент-Онора́), где под руководством святого Гонора́та процветала монашеская община. Здесь, в атмосфере высокой аскезы и интеллектуального труда, Викентий был рукоположен во пресвитера. Леринская обитель того времени являлась кузницей епископских кадров и центром богословской полемики, в частности, касающейся вопросов благодати и свободы воли.

Главный труд преподобного — «Commonitorium» («Памятные записки» или «Напоминание») — был написан около 434 года. Автор скрыл свое имя под псевдонимом Перегри́н («Странник»), желая лишь зафиксировать переданное от отцов учение. Сочинение состояло из двух книг, однако вторая была утрачена еще при жизни автора, поэтому до нас дошло лишь ее краткое резюме (recapitulatio), составленное самим Викентием.

Богословие святого Викентия

Центральной темой трудов святого является проблема критерия истины. В эпоху христологических споров одной ссылки на Писание было недостаточно, так как еретики также цитировали Библию. Викентий сформулировал принцип церковного консенсуса: Id teneamus, quod ubique, quod semper, quod ab omnibus creditum est («Будем держаться того, во что верили повсюду, всегда и все»). Этот принцип подразумевает три критерия проверки учения: вселенскость (universitas), древность (antiquitas) и согласие (consensio).

Особое внимание преподобный уделял вопросу догматического развития. Он сравнивал раскрытие церковного учения с ростом человеческого тела: ребенок становится мужчиной, оставаясь той же личностью. Так и догмат может приобретать более ясную формулировку, но не может менять своего внутреннего содержания. Это учение стало классическим святоотеческим ответом на попытки вероучительных нововведений.

Существует гипотеза, что Викентий участвовал в полемике с крайним августинизмом (учением об абсолютном предопределении), отстаивая синергию — соработничество Божественной благодати и человеческой воли. Ему приписывают составление «Возражений Викентия» (Objectiones Vincentianae), при этом его позиция всегда оставалась в рамках церковной ортодоксии.

Преподобный Викентий мирно почил в своей обители не позднее 450 года. Его труды были высоко оценены в эпоху Вселенских соборов и позже, став настольной книгой для многих богословов. В Православной Церкви авторитет Викентия Леринского неизменно высок как свидетеля неповрежденного Священного Предания.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист