Житие прп. Сисоя Великого
Авторские жития святого
Преподо́бный Сисо́й Вели́кий (ок. 330 – 429 гг.) является одним из столпов египетского монашества, просиявшим в IV–V веках, который стал духовным преемником преподобного Анто́ния Вели́кого. Он родился в Египте и с молодых лет избрал для себя путь строжайшего аскетического подвига. Его первым наставником в пустыне стал преподо́бный Амму́н Ни́трийский, основатель Скитского общежительного монашества, у которого Сисо́й обучался искусству умного делания, молитве и самоотречению.
После кончины своего учителя преподо́бный Сисо́й в поисках полного уединения и безмолвия (и́сихии) перебрался на гору близ Ко́лиевой горы, в так называемую Внутреннюю пустыню. Он поселился в той самой пещере, которую освятил своим подвигом сам преподо́бный Анто́ний Вели́кий, тем самым духовно переняв его аскетическое наследие. Здесь Сисо́й провёл в затворе и строжайшем подвиге шестьдесят лет, являя пример нечеловеческого терпения и смирения. Его пища состояла исключительно из диких трав, а питие – из воды, которую он употреблял в минимальных количествах. Подвижник стяжал великий дар самоукорения и нестяжа́ния, всегда считая себя хуже всех, что и стало основой его духовной высоты. Об этом свидетельствует его ответ на вопрос о том, как спастись: «Когда я бываю в ссоре, то поставляю себя ниже того, кто ссорится со мною, и этим водворяю мир».
Бо́г, видя его чистоту сердца и глубину смирения, даровал ему обильные дары благода́ти. Преподо́бный Сисо́й получил силу над бесами и дар чудотворений. Наиболее впечатляющим является чудо воскрешения умершего отрока, о котором повествует «Оте́чник». Когда отчаявшаяся мать принесла к нему мёртвое тело своего сына, преподо́бный Сисо́й, желая сохранить смирение и избежать славы, сначала притворился, что не замечает ни матери, ни мёртвого ребёнка. Но тронутый её глубокой верой, он в тайне помолился, сказав телу: «Во имя Иису́са Христа́, встань и иди». Отрок тотчас воскрес. При этом преподо́бный строго приказал матери никому не говорить о случившемся. Своей величайшей добродетелью он считал именно сокрытие своих подвигов и дарований.
Его поучения, собранные в «Оте́чнике», являются источником мудрости для монахов и мирян. Он учил, что христианин должен прежде всего возделывать внутреннюю жизнь: «Не заботься о том, чтобы поучать других, но заботься о том, чтобы тебе самому исполнять заповеди Божии». Он также подчеркивал важность памятования о Бо́ге: «Если будешь помнить о Бо́ге, то и Он вспомнит о тебе».
Кончина преподобного Сисо́я в 429 году была ознаменована неземными знамениями. В последние минуты его жизни ученики, находившиеся рядом, увидели, что лик старца начал светиться, и он вступил в беседу с невидимыми гостями. Он вёл диалог, обращаясь к ним с мольбой о промедлении: «Оставьте меня ещё на немного, чтобы успеть покаяться». Когда один из учеников, недоумевая, заметил: «Отче, тебе ли нужно каяться?», – старец, являя верх смирения, ответил: «Поистине, не знаю, сотворил ли я хотя бы начало покаяния». И в момент исхода души он воскликнул: «Вот, пришёл Госпо́дь, и сказал: «Принесите Мне сосуд пустыни»», и предал свой дух Бо́гу. Его память празднуется Правосла́вной Це́рковью 6/19 июля.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке