Житие
Преподо́бный (1) Си́мон Радонежский, в святом крещении Симеон, был уроженцем древнего города Смоленска. Точная дата его рождения неизвестна, но житие относит его ко временам, когда Русская земля еще испытывала на себе последствия ордынского ига, а Москва только начинала собирать силы под предводительством святого благоверного князя Димитрия Донского. Симеон происходил из весьма знатного и богатого боярского или купеческого рода; источники разнятся в определении его сословия, но сходятся в том, что он обладал значительным состоянием и положением в обществе.
Несмотря на все блага, которые сулил ему мир, душа Симеона искала иного. Он с юных лет тяготел к жизни духовной, к подвигу и молитве. Услышав о великом подвижнике, преподобном Се́ргии (3) Радонежском, который основал в глухих лесах обитель во Имя Святой Троицы, Симеон воспылал желанием стать его учеником. Он оставил свой дом, раздал значительную часть своего имения и с оставшимся богатством, которое он намеревался посвятить Богу, тайно отправился в Радонеж.
Прибыв в монастырь, он был поражен крайней скудостью обители и суровостью жизни братии. Однако еще более он был поражен духовной высотой и смирением ее игумена. Припав к ногам святого Сергия, Симеон открыл ему свое намерение и просил принять его в число иноков. Преподобный Сергий, известный своей прозорливостью, увидел в смоленском вельможе не просто богатого вкладчика, но будущего великого подвижника. Он принял Симеона с любовью, но, по обычаю, сперва подверг его испытанию, назначив ему различные послушания.
Симеон, бывший вельможа, с величайшей радостью и смирением исполнял самые черные и тяжелые монастырские работы. Он носил воду, рубил дрова, трудился в пекарне и на огороде, являя пример совершенного послушания не только игумену, но и всей братии. Приняв постриг с именем Симон, он полностью отрекся от своей воли. Житие отмечает, что он обладал даром «совершенного послушания» и никогда не роптал, что бы ему ни поручали. За это его горячо полюбил преподобный Сергий, который часто ставил его в пример другим инокам.
Спустя некоторое время, видя, что обитель разрастается, а деревянная церковь Живоначальной Троицы становится тесна, преподобный Симон обратился к святому Сергию с дерзновенной (но смиренной) просьбой. Он предложил на оставшиеся у него средства построить в монастыре новый, более просторный каменный храм. В то время каменное строительство на Руси только возобновлялось после долгого перерыва, вызванного татаро-монгольским нашествием, и было делом чрезвычайно дорогим и сложным. Преподобный Сергий, видя в этом благое произволение, дал свое благословение. На средства Симона был воздвигнут великолепный (по тем временам) каменный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это был первый каменный храм в обители, ставший ее центром и украшением. (Следует отметить, что этот Успенский собор не дошел до наших дней; он обрушился в 1395 году или, по другим данным, в 1400 году, и на его месте был позднее построен другой храм. Однако именно в нем святой Симон просил и получил благословение быть погребенным).
Подвижническая жизнь Симона в Троицкой обители продолжалась много лет. Он был свидетелем многих духовных дарований своего учителя и сам возрастал в духовной мудрости. Когда в 1374 году (по другим сведениям — около 1385 года) святой благоверный князь Димитрий Донской, высоко чтивший преподобного Сергия, решил основать новый монастырь-крепость в Коломне, на слиянии рек Москвы и Коломенки, он обратился к Радонежскому игумену. Коломна была стратегически важным городом, «ключом» к Москве с юга, и монастырь должен был стать не только духовным центром, но и форпостом. Великий князь просил у святого Сергия дать ему «мужа свята и искусна» для устроения новой обители.
Выбор преподобного Сергия пал на Симона. Несмотря на то, что ему было жаль расставаться с любимым учеником, он благословил его на новый, более высокий подвиг — игуменство. Преподобный Симон со смирением принял волю своего наставника. Он прибыл в Коломну и на месте, указанном князем, основал Богоявленский монастырь, получивший позднее имя Старо-Голутвин. Он стал его первым игу́меном (4). Трудами святого Симона обитель быстро отстроилась и наполнилась иноками. За свои великие труды, духовную мудрость и святость жизни преподобный Симон был вскоре возведен в почетный сан архимандри́та (2), что в то время было редкой честью, обычно присваиваемой настоятелям крупнейших монастырей.
Управляя Голутвиной обителью, преподобный Симон не прерывал духовной связи со своим учителем. Он часто посещал Троицкий монастырь, ища совета и наставления у святого Сергия. Он присутствовал при многих важных событиях того времени и, несомненно, молился о победе русского воинства на Куликовом поле, благословенном его великим наставником.
Преподобный Симон дожил до глубокой старости, окормляя вверенную ему братию. Он преставился ко Господу мирно, по одним данным, в 1392 году, еще при жизни своего учителя, по другим — несколько позднее, уже в начале XV века. Почитание его началось вскоре после кончины. Изначально он был погребен в Успенском соборе Троице-Сергиевой обители, как он и завещал, у ног своего учителя. Позднее, после обрушения храма, его мощи были, по-видимому, перенесены, но сведения об их местонахождении были утрачены. Общецерковное прославление состоялось в составе Собора Радонежских святых.
Другие святые с именем Симон
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке