Житие Обретение мощей прп. Серафима Саровского, чудотворца
Преподобный Серафим Саровский, один из величайших светильников Православной Церкви, родился 19 июля 1754 года (по некоторым источникам – 1759 г.) в городе Курске. Во святом крещении он был назван Про́хором, в честь святого Прохора, апостола от семидесяти. Его отец, Исидор Мошнин, был купцом и брал подряды на строительство; он и начал возведение в Курске соборного храма во имя преподобного Сергия Радонежского, но скончался до окончания работ. Мать, Агафия Фотиевна, благочестивая и богобоязненная женщина, продолжила дело супруга.
Отрок Прохор с детства был отмечен знамениями Божия попечения. Однажды мать взяла его на постройку храма, и он, оступившись, упал с высокой колокольни. Агафия в ужасе сбежала вниз, но нашла сына невредимым. Позже Прохор тяжело заболел. Во сне ему явилась Пресвятая Богородица, обещая посетить и исцелить его. Вскоре через их двор проходил крестный ход с чудотворной Курской-Коренной иконой «Знамение». Мать вынесла больного Прохора, приложила к иконе, и он быстро поправился.
С юных лет Прохор полюбил церковные службы и уединенную молитву. Он научился грамоте и с усердием читал Священное Писание и жития святых. Имея твердое намерение посвятить себя иноческой жизни, он открыл свое желание матери. Агафия благословила его на монашеский путь медным крестом, который преподобный носил на груди до конца своих дней.
В 1776 году Прохор совершил паломничество в Киево-Печерскую лавру. В Киеве он получил совет от прозорливого затворника Досифея (позже выяснилось, что это была подвизавшаяся в мужском образе преподобная Досифея) идти в Саровскую Успенскую пустынь в Тамбовской губернии. 20 ноября 1778 года Прохор прибыл в Саров, где его принял игумен, старец Пахомий. Юноша с усердием исполнял все послушания: был келейником, трудился в хлебне, просфорне, на столярных работах. В 1780 году он тяжело заболел водянкой, тело его распухло. Болезнь длилась три года, но Прохор не роптал и отказывался от врачебной помощи, говоря: «Я предал себя всего Истинному Врачу душ и телес – Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери». Ему вновь явилась Божия Матерь с апостолами Петром и Иоанном и, указав на больного, сказала: «Сей – от рода нашего». После этого он быстро пошел на поправку.
13 августа 1786 года послушник Прохор принял монашеский постриг с именем Серафи́м, что в переводе с еврейского означает «пламенный», «огненный». Вскоре, 27 октября того же года, он был рукоположен в сан иеродиа́кона. Будучи дьяконом, он явил себя пламенным служителем алтаря. Во время Божественной литургии он неоднократно сподоблялся видеть святых Ангелов, сослужащих братии. Однажды в Великий Четверг он видел Самого Господа Иисуса Христа в образе Сына Человеческого, грядущего с Небесными Силами.
2 сентября 1793 года иеродиакон Серафим был рукоположен в сан иеромона́ха. После кончины своего духовного наставника, игумена Пахомия, и с благословения нового игумена Исаии, отец Серафим в 1794 году взял на себя подвиг пустынножительства. Он поселился в уединенной келье (называемой «дальней пустынькой») в лесу, в пяти верстах от монастыря. Здесь он предавался строжайшим аскетическим подвигам: зимой и летом носил одну и ту же одежду, сам добывал себе пропитание, возделывая небольшой огород, спал очень мало, читал Священное Писание и творения святых отцов.
Особым подвигом преподобного стало моление на камне. Подобно древним столпникам, он тысячу дней и тысячу ночей с воздетыми руками молился на двух гранитных валунах (один в келье, другой в лесу), взывая: «Боже, милостив буди мне грешному!».
В 1804 году на преподобного в его лесной келье напали разбойники. Зная, что у отшельника бывают посетители, которые могли жертвовать ему деньги, они потребовали их. Преподобный, будучи в то время сильным человеком и имея в руках топор, не стал защищаться, помня слова Господа: «Взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:52). Разбойники жестоко избили его обухом топора, проломив голову, сломав ребра и причинив тяжкие увечья. Они не нашли в келье ничего, кроме иконы и нескольких картофелин. Преподобный Серафим, истекая кровью, чудом добрался до монастыря. Он долго болел, но вновь был исцелен явлением Божией Матери. После этого нападения он навсегда остался сильно согбенным, опираясь на посох или топорик. Своих обидчиков он простил и просил не наказывать.
В 1807 году игумен Исаия скончался, и братия желала избрать отца Серафима новым игуменом, но он отказался. В 1810 году, в связи с новыми монастырскими правилами, ему пришлось вернуться из пустыньки в монастырь. Здесь он взял на себя подвиг молчальничества, а затем и полного затвора. Он никуда не выходил из своей кельи, никого не принимал и лишь изредка через приоткрытую дверь брал пищу. В затворе он провел около 15 лет.
25 ноября 1825 года преподобному Серафиму в видении вновь явилась Пресвятая Богородица, Которая повелела ему выйти из затвора и принять на себя подвиг старчества – служения людям. Он открыл двери своей кельи для всех, кто искал наставления, утешения и исцеления. К нему потекли тысячи людей со всей России. Обладая даром прозорливости, он видел сердца людей, давал спасительные советы, исцелял душевные и телесные недуги. Каждого приходящего, независимо от времени года, он встречал пасхальным приветствием: «Радость моя, Христос Воскресе!». Он учил прежде всего покаянию, смирению и стяжанию (приобретению) Духа Святого как главной цели христианской жизни. Его беседа с помещиком Николаем Александровичем Мотовиловым о цели христианской жизни стала бесценным вкладом в сокровищницу православной аскетики.
Особое попечение преподобный Серафим имел о сестрах Дивеевской «Мельничной» общины, которую он основал по указанию Царицы Небесной. Он был их духовным отцом, наставником и попечителем до конца своих дней.
2 января 1833 года преподобный Серафим Саровский мирно преставился ко Господу. Его келейник нашел его бездыханным, стоящим на коленях перед иконой Божией Матери «Умиление» в молитвенном положении. Торжественное прославление преподобного Серафима в лике святых состоялось 19 июля 1903 года в Сарове при участии императора Николая II и всей царской семьи. Его святые мощи были обретены и положены в раку. В советское время мощи были утрачены, но в 1991 году вновь чудесным образом обретены в Санкт-Петербурге и торжественно перенесены в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, где почивают и поныне, источая множество чудес.
Другие святые с именем Серафим
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке