Житие прп. Романа
Преподобный Роман Антиохийский (Сирийский), чье житие является одним из значимых памятников аскетической письменности, подвизался в окрестностях Антиохии в конце IV – начале V столетий. Главным и практически единственным источником сведений о нем является глава XI «Истории боголюбцев» (Historia Religiosa), написанной блаженным Феодори́том, епископом Ки́рским. Блаженный Феодорит знал святого Романа лично и с глубоким благоговением описал его образ жизни.
Святой Роман был родом из Киликии, но для своих духовных подвигов избрал окрестности сирийской Антиохии. Он не удалялся в глубокую пустыню, но предпочел «пустыню ближнюю» – уединение в непосредственной близости от многолюдного города. Святой устроил себе жилище (ке́лью) крайне малых размеров, настолько тесное, что в нем едва можно было выпрямиться. Этим он добровольно ограничивал не только свое тело, но и ум, приучая его к постоянному бодрствованию и молитве.
Подвиг преподобного Романа был исполнен суровой аскезы. Подобно древним пророкам, он носил на теле жесткую власяницу – одежду из грубого козьего волоса, которая постоянно раздражала кожу, напоминая о необходимости терпения и борьбы со страстями. Поверх власяницы святой носил тяжелейшие железные вери́ги: цепи на поясе, на шее и на руках. Этим он умерщвлял свою плоть, сораспинаясь Христу.
Образ жизни святого отшельника был крайне строг. Он никогда не пользовался огнем – ни для обогрева своей кельи в холодные сирийские зимы, ни для приготовления пищи. Питанием ему служили лишь хлеб и соль, которые он вкушал один раз в день, по захождении солнца, запивая их небольшим количеством воды. Волосы на голове и борода его не знали стрижки: волосы, по свидетельству Феодорита, отросли так, что покрывали его ступни, а борода ниспадала до пояса.
Несмотря на такое суровое житие и стремление к уединению, преподобный Роман не был чужд людям. Двери его кельи всегда оставались открыты для нуждающихся в духовной помощи. Он обладал даром рассуждения и краткого, но исполненного благодати слова. Блаженный Феодорит пишет, что речь святого Романа была «приправлена божественной солью» мудрости. Он говорил мало, но каждое его слово проникало в сердце.
Господь, видя чистоту сердца и великое смирение преподобного, прославил его даром чудотворения. К святому Роману стекалось множество людей. Особую благодать он имел молиться о даровании детей. Многие благочестивые женщины, страдавшие беспло́дием, по его святым молитвам получали разрешение от этого недуга и обретали радость материнства. Блаженный Феодорит Кирский лично свидетельствует об исцелении своей матери. Когда та страдала от тяжелейшей болезни глаз, которую не могли вылечить врачи, она обратилась к преподобному Роману. Святой, сотворив молитву, даровал ей полное исцеление.
Святой Роман был чужд тщеславия. Когда исцеленные в благодарности пытались прославить его, он всегда уклонялся, приписывая чудо не себе, а силе Божией и вере просящих. Прожив долгую жизнь в непрестанных подвигах, преподобный Роман мирно предал свою душу в руки Божии.
Другие святые с именем Роман
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке