Житие прп. Псоя Египетского
Преподобный Псо́й Египетский, именуемый также Пишоем Великим («звездой пустыни»), родился в IV столетии (ок. 320 г.) в провинции Минуфия, в селении Шанша. Его агиография начинается с чудесного избрания: Ангел Господень предстал во сне благочестивой матери, повелев отдать одного из сыновей на служение Богу. Когда мать привела всех детей, Ангел отверг старших и крепких, указав на юного и тщедушного Псоя, ибо «сила Божия в немощи совершается». В 20 лет юноша пришел в Нитри́йскую пустыню и предал себя в послушание великому авве Памво́, став сомолитвенником преподобного Иоанна Колова.
После преставления наставника Ангел повелел друзьям разделиться: Иоанну надлежало учить братию, а Псою — пребывать в отшельничестве, «нося грехи всего мира». Подвиги святого Псоя превосходили человеческие силы. Стремясь к непрестанной молитве, он провел многие годы в затворе, вкушая пищу раз в неделю. Дабы не поддаться сну, он использовал веревку, привязанную к своду пещеры и к собственным волосам. Однако главным его подвигом было милосердие и глубочайшее смирение.
Житие повествует о многочисленных явлениях Христа преподобному. Однажды ученики Псоя выразили желание увидеть Спасителя. Старец передал им, что Господь пройдет по горе в определенный час. Монахи устремились туда, не замечая на обочине убогого старика. Лишь Псой остановился, сжалился над немощным и, взвалив его на спину, начал восхождение. С каждым шагом ноша становилась тяжелее, пока не стала невыносимой. Тогда Старец открылся ему в Своей славе, сказав: «За то, что ты понес Меня, тело твое не увидит тления». С тех пор мощи святого Псоя пребывают нетленными.
Искушения и твердость веры
Диавол многократно искушал подвижника, но всегда был посрамлен. Известен случай, когда император Константин (по другим источникам — видение императора) явился Псою, сказав: «Если бы я знал, как велика награда монахов, я бы сам ушел в пустыню». В другой раз к келье святого пришел лжеучитель, отрицавший божество Святого Духа. Преподобный с кротостью, но твердостью обличил ересь, сплетя три корзины в одну как символ Троического единства, чем вернул заблудших на путь истины.
Особое место в житии занимает история с омовением ног. Спаситель посетил келью Псоя под видом странника. По обычаю восточного гостеприимства, святой принялся омывать Ему ноги и с трепетом обнаружил на них раны от гвоздей. Господь благословил его и стал невидим, оставив воду в сосуде исполненной целительной силы.
Последние годы и преставление
В 407–408 годах, когда варвары-мазики разорили Скит, преподобный, следуя заповеди «когда гонят вас в одном городе, бегите в другой», удалился в Антиною (Антино́поль). Там он встретился с преподобным Павлом из Таммы. Господь открыл Павлу, что их души отойдут в небесные обители вместе. Так и случилось: святой Псой преставился в 417 году, в день 8-го числа месяца Эпип (июль). Погребение сопровождалось чудесами: когда мощи пытались перенести, они стали неподъемными, пока их не положили рядом с телом преподобного Павла, исполнив тем самым их духовный завет.
Ныне тело святого Псоя покоится в монастыре его имени в Вади-эн-Натрун (Египет), оставаясь гибким и нетленным на протяжении шестнадцати веков, являя собой живое свидетельство Воскресения и благодати Божией, почивающей на Его святых.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке