Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие

Авторские жития святого
Память преподобных Феодора и Павла Ростовских
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Житие преподобного Павла Ростовского, именуемого также Борисоглебским, представляет собой вдохновляющую страницу в истории «Северной Фиваи́ды». Это повествование о силе духовной дружбы, смиренном послушании и созидании святыни в глухих лесах Руси XIV века. К сожалению, исторические источники не сохранили для нас подробностей о рождении и мирской юности святого, что характерно для многих древнерусских подвижников, искавших славы Божией, а не человеческой. Мы узнаем о нем уже как о сформировавшемся иноке, ищущем сугубого подвига.

Встреча подвижников и основание обители

История святого Павла неразрывно переплетена с житием преподобного Феодора Ростовского. Феодор, поселившись в лесной чаще у реки Устье, предавался суровым аскетическим трудам. Вскоре к нему присоединился Павел. Это был союз двух духовно зрелых мужей, стремящихся к единой цели — Царствию Небесному. Павел добровольно отдал себя в послушание Феодору, видя в нем наставника, хотя и сам был исполнен благодатных даров.

Трудами этих двух святых была расчищена лесная чаща и построен первый деревянный храм во имя святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Так в 1363 году возник Ростовский Борисоглебский монастырь. Место это было освящено не только молитвами основателей, но и стопами великого игумена земли Русской — преподобного Сергия Радонежского.

Благословение преподобного Сергия

Житие сообщает нам важный исторический факт: святой Сергий, направляясь в Ростов, остановился у пустынножителей. Эта встреча трех великих святых — Сергия, Феодора и Павла — стала символичной для всего русского монашества. Преподобный Сергий благословил их труды и пророчески предрек обители процветание и славу, что в точности исполнилось в последующие века. Духовная беседа со святым Сергием укрепила Павла в решимости нести крест игу́менского служения.

Игуменство и аскетические подвиги

Судьбы основателей сложились по-разному. Преподобный Феодор, тяготясь возрастающей известностью и многолюдством, покинул обитель, чтобы основать новый монастырь (Никольский) и продолжить подвиг безмолвия. Преподобный Павел же, явив высочайшее смирение, остался на месте, приняв на себя бремя управления разросшейся братией. Став игу́меном, он не изменил своему аскетическому правилу: носил грубую власяницу, вкушал пищу лишь для поддержания сил и проводил ночи в молитве.

Особым попечением преподобного Павла было странноприимство и помощь неимущим. Монастырь при нем стал не только школой духа, но и местом, где каждый страждущий находил утешение. Летописи упоминают его как мудрого хозяйственника, который, однако, никогда не ставил земное выше небесного.

Кончина и почитание

Достигнув глубокой старости и предузнав час своего отшествия, преподобный Павел собрал братию для последнего наставления. Он заповедал им хранить любовь между собой и не оставлять церковного правила. 22 октября 1409 года святой подви́жник мирно предал дух свой Господу. Лице его по смерти просияло, свидетельствуя о святости его жизни.

Тело преподобного было погребено в основанном им соборе. Впоследствии преподобные Павел и Феодор были канонизированы к общецерковному почитанию. Их святые мощи почивают под спу́дом в северо-западном углу Борисоглебского собора, являясь неиссякаемым источником благодати для верующих.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист