Житие прп. Никодима Святогорца
Преподобный Никодим Святогорец является одной из самых значимых фигур в истории Православной Церкви XVIII–XIX веков, богословом, экзегетом и гимнографом, чьи труды оказали колоссальное влияние на возрождение духовной жизни во всем православном мире. Он родился в 1749 году на острове Наксос и в крещении был наречен Николаем. Первые уроки благочестия он получил от своих родителей и приходского священника.
В возрасте 16 лет Николай отправился в Смирну, где обучался в престижной Евангельской школе под руководством иеродиакона Иерофе́я (Вулизмаса). Там он в совершенстве изучил античную философию, риторику, богословие, а также древние и новые языки. Однако гонения на христиан и эпидемия вынудили его вернуться на Наксос. Здесь произошла его судьбоносная встреча со святителем Макарием Нотарой, митрополитом Коринфским, который стал его духовным отцом.
В 1775 году Николай прибыл на Святую Гору Афон и поступил в монастырь Дионисиат. Уже через два года он был пострижен в малую схиму с именем Никодим. В монастыре он нес послушание чтеца и канцеляриста, удивляя братию своей памятью: он мог цитировать целые главы из Библии и творений отцов наизусть. В 1777 году святитель Макарий передал Никодиму рукописи для редактирования. Так началась работа над «Добротолюбием» — энциклопедией исихазма, изданной впоследствии в Венеции в 1782 году.
Жажда безмолвия привела святого в скит монастыря Пантократор, а затем в уединенную келью в местности Скуртеи. Здесь он присоединился к старцу Арсению Пелопоннесцу, посвящая все время молитве и книжным трудам. Именно здесь Никодим написал и отредактировал множество книг, включая «Эксомологита́рий» (книгу об исповеди) и «Феотока́рион» (сборник канонов Божией Матери).
Преподобный Никодим был активным участником движения «Коллива́ды», возникшего на Афоне во второй половине XVIII века. Сторонники этого движения выступали за возврат к древним литургическим традициям: частому Причащению и совершению поминовения усопших не в воскресные дни, а по субботам. За эту позицию, а также за призывы к строгому соблюдению канонов, Никодим и его единомышленники подверглись несправедливым гонениям. Святой переносил эти испытания с истинно христианским смирением, отвечая своим обвинителям аргументированными богословскими трудами.
Особым вкладом святого в каноническое право стал «Пидалион» («Кормчая»). Работая в библиотеке монастыря Великой Лавры, преподобный Никодим систематизировал все каноны Православной Церкви, снабдив их обширными комментариями. Несмотря на препятствия и попытки исказить текст при печати, книга увидела свет и стала эталоном церковного права.
Последние годы жизни старец провел в келье иконописцев Скуртеев (Лаврео́т), страдая от тяжелых болезней. Он почти потерял слух, но продолжал писать и диктовать свои сочинения. 14 июля 1809 года, в возрасте 60 лет, причастившись Святых Таин, преподобный Никодим мирно предал дух свой Богу. Его честная глава ныне хранится на Афоне, источая благоухание и свидетельствуя о святости угодника Божия.
Другие святые с именем Никодим
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке