Житие прп. Маркиана Киринейского
Авторские жития святого
Преподобный Маркиа́н, великий сирийский подвижник, родился в городе Ки́ре (Кирре), в пределах Сирии. Он происходил от весьма знатных и богатых родителей, получив в юности светское образование, но душа его с ранних лет тяготела к иному – к служению Единому Богу. Осознав тщетность мирской славы и богатства, он оставил всё: свой дом, состояние и высокое положение в обществе – и удалился в пустыню, ища уединения и безмолвия (исихии).
Местом для своего по́двига он избрал Халкидскую пустыню, известную суровостью климата и множеством отшельников. Здесь он нашел тесную, заброшенную келлию, настолько малую, что в ней едва можно было поместиться. В этом добровольном заточении преподобный Маркиан начал свой суровый аскетический путь. Его подвиг отличался крайней степенью воздержания. Он носил одну лишь грубую власяницу; пищу – небольшой кусок сухого хлеба – он вкушал лишь раз в день, по захождении солнца, отмеряя себе и скудное питье. Большую часть ночи он проводил в бдении, стоя на молитве и воспевая псалмы, а для краткого сна присаживался, не ложась на землю.
Подобный образ жизни не мог не вызвать ярости врага рода человеческого. Демоны ополчались на святого с яростью, пытаясь устрашить его видениями, шумом, наводя на него уныние и отчаяние. Но преподобный Маркиан, вооруженный именем Христовым и непрестанной молитвой, мужественно отражал все нападки, лишь укрепляясь в своей вере и уповании на Бога.
Долгое время святому удавалось скрываться от мира. Однако, как гласит Евангелие, «не может укрыться город, стоящий на верху горы». Слава о святом пустыннике, несмотря на все его старания, начала распространяться по окрестным селениям. К его келлии стали приходить люди: одни – ища духовного наставления, другие – прося молитв и исцеления от недугов. Среди первых его учеников, пришедших разделить с ним суровый быт, был преподобный Евсевий, ставший впоследствии его преемником.
Господь, видя великое смирение и чистоту сердца Своего угодника, даровал ему обильные дары Святого Духа. Преподобный Маркиан получил власть над нечистыми духами, изгоняя их из одержимых людей. По его молитве совершались многочисленные исцеления. Наиболее известное чудо, о котором подробно свидетельствует блаженный Феодори́т, епископ Кирский, знавший святого лично, произошло во время великого голода.
Чудо умножения пшеницы
Когда Феодорит, тогда еще молодой человек из знатной семьи, пришел навестить подвижника, он застал у келлии множество нищих, пришедших в отчаянии. Запасы у отшельников были ничтожны. Однако преподобный Маркиан, преисполненный веры и сострадания, повелел своему ученику Евсевию отдать всё, что у них было. Евсевий, видя малое количество зерна, колебался, но святой настоял. И когда ученик пошел исполнить благословение, он обнаружил, что сосуд, где хранилась пшеница, оказался полон до краев. Это зерно не только насытило всех пришедших в тот день, но и не оскудевало в течение долгого времени, питая всех нуждающихся, прибегавших к помощи святого.
Преподобный Маркиан обладал и даром прозорливости, зная помышления приходивших к нему. Он был великим смиренномудром. Когда ему предлагали богатые дары, он не принимал их для себя, но велел немедленно раздать нищим. Он бегал всяческой славы, и когда его хотели против воли рукоположить во пресвитера или даже епископа, он скрывался и уходил вглубь пустыни.
Спор о мощах и кончина
Достигнув глубокой старости, преподобный Маркиан предвидел свою кончину. Его ученики, Евсевий (подвизавшийся с ним в келлии) и Агапит (основавший неподалеку свой монастырь), очень любили своего наставника и высоко чтили его. Заранее зная, что мощи святого станут источником чудес, каждый из них желал, чтобы старец был похоронен в его обители. Между ними начался благочестивый, но настойчивый спор. Преподобный Маркиан, услышав их разговор, призвал их и с любовью, но строго укорил.
В своем последнем поучении он напомнил им, что главное – это спасение души, а тело, взятое из земли, в землю и вернется. Он запретил им спорить и велел, дабы никто не мог хвалиться обладанием его мощами, похоронить его в общей усыпальнице, безвестно, как хоронят самых бедных странников, «подобно преступнику». Он взял с них клятву исполнить его волю. Утешив плачущих учеников и преподав им мир, преподобный Маркиан мирно предал свою душу Господу около 387 года. Ученики, связанные клятвой, ночью тайно вынесли тело своего учителя и похоронили в общей безымянной могиле. Лишь его власяницу и старую одежду они разделили между собой как величайшую святыню.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке