Житие Преставление , перенесение мощей прп. Максима Исповедника
Авторские жития святого
Преподобный Максим Исповедник — выдающийся богослов, чьи труды соединили восточную и западную традиции и определили развитие византийской мысли. Он родился в 580 году в Константинополе (по другим сведениям — в Палестине) и получил энциклопедическое образование, в совершенстве овладев диалектикой и философией неоплатоников. Начав карьеру при дворе императора Ираклия, он вскоре избрал монашеский путь.
Главным подвигом жизни преподобного стала борьба с монофелитством. Императорское правительство издало документы — «Э́кфесис» и «Ти́пос», запрещавшие споры о волях во Христе и фактически утверждавшие ересь. Святой Максим осознал, что это учение искажает сотериологию: если Христос не имел человеческой воли, то Он не исцелил человеческое непослушание. «Что не воспринято, то не уврачевано», — учил Максим.
Апогеем его деятельности стало участие в Латеранском Соборе 649 года в Риме, анафематствовавшем монофелитство. В 653 году Максима арестовали и этапировали в Константинополь. Сохранившиеся протоколы допросов свидетельствуют о мужестве старца. Его обвиняли в политической нелояльности, но он отвергал клевету, указывая, что бедствия империи — следствие отступления от Истины.
На вопрос посланников императора: «Ты один спасешься, а все прочие погибнут?», святой ответил: «Если и вся вселенная начнет причащаться с патриархом [еретиком], я не причащусь». Он подчеркивал, что истина определяется не большинством, а верностью Преданию. Его сослали во Фракию, в город Визи́ю, где епископы-увещеватели тщетно склоняли его к компромиссу.
В 662 году преподобного вернули в столицу для расправы. Ему вырезали язык и отсекли правую руку, после чего вместе с учениками отправили в ссылку на Кавказ. Местом его заточения стала высокогорная крепость Схимарис (ныне район Цагери, Грузия). Здесь 13 августа 662 года преподобный Максим Исповедник отошел ко Господу.
Богословское наследие святого обширно: «Вопросоответы к Фалассию», «Мистагогия», «Амби́гвы», толкования на Ареопагитский корпус. Он синтезировал аскетику с догматикой, обосновав учение об обожении (theosis) человека. Его память была полностью оправдана на VI Вселенском Соборе (680–681 гг.).
Другие святые с именем Максим
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке