Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие прп. Макария Алтайского

Дни памяти
Авторские жития святого
Память преподобного Макария Алтайского
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Жизненный путь преподобного Макария (Глухарева) являет собой пример удивительного сочетания ученого монашества и деятельного миссионерства. Родился он в семье соборного священника в Вязьме. С детства проявил исключительные лингвистические дарования: к семи годам переводил с русского на латынь. В Санкт-Петербургской духовной академии он стал одним из лучших студентов, и ректор академии, святитель Филаре́т (Дроздов), обратил на него особое внимание, став его духовным отцом на всю жизнь.

После пострига и рукоположения иеромонах Макарий служил ректором Костромской семинарии, но административная работа тяготила его, а схоластическая система преподавания казалась мертвой. После духовного кризиса и болезни он удалился в Глинскую пустынь, где занимался переводами святых отцов и написанием духовных гимнов. Именно там созрело его желание послужить делу проповеди среди иноверцев.

Основанная им в 1830 году Алтайская миссия стала образцовой для Русской Православной Церкви. Методология отца Макария опережала свое время: он отвергал формальное массовое крещение. «Крестить — не дрова рубить», — говорил он. Основой его миссии была катехиза́ция, воцерковление и создание инфраструктуры для жизни христиан: школ, больниц, поселений для оседлой жизни кочевников. Он лично составил «Алфавит Библии» для новокрещеных и переводил молитвы на алтайский язык.

Параллельно с миссионерством архимандрит Макарий вел масштабную научную работу. Видя, что церковнославянский текст Ветхого Завета становится малопонятным для паствы, он начал переводить Библию с масоретского текста (иврита) на русский язык. Это вызвало конфликт с Комиссией духовных училищ и Синодом, которые ориентировались исключительно на Септуагинту и церковнославянскую традицию. В своем программном труде «Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры» он предлагал реформу миссионерского дела, но труд был воспринят как дерзость. За это его подвергли церковному суду и направили на покаяние в томский монастырь, запретив служить, что святой принял с глубоким смирением.

Последние годы жизни в Болхове (Орловская губерния) стали временем подведения итогов. Несмотря на болезнь, он не оставлял переводов. Перед смертью он завещал похоронить себя вне церкви, на общем кладбище, что говорило о его крайнем смирении. История оправдала святого: спустя десятилетия его переводы были использованы при создании Синодального перевода Библии, а методы Алтайской миссии стали классикой православного апостольства.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист